Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Мавлютова Сиреня Рафиковна   
12.01.2016 03:47

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Мавлютова Сиреня Рафиковна, воспитатель, МБДОУ д/с №229, г.Ульяновск

Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

 

Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Звуковая культура речи — составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, рассказывании об игрушке, заучивании стихов, в дидактических играх.

Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте не все дети овладевают правильным произношением звуков особенно (л), (р), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Дети также упражняются в различении изолированных звуков на слух, звуков в словах, во фразовой речи.

По результатам обследования в начале года выяснилось, что не все дети в нашей группе овладевают правильным произношением звуков, имеют те или иные нарушения в речи. В связи с этим мы проводим следующие работы:

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта.

Дополнительно применяем упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразную пальчиковую гимнастику, проводим сопряженную гимнастику.

  • сборка картинок пазлов
  • построение цветовой композиции с помощью мозаики
  • игра с конструктором (типа "Лего")
  • выкладываем буквы из фасоли, счетных палочек.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания включаем в режим дня речевую зарядку, упражнения и игры на поддувание и выдувание.

Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно она являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, улучшают произношение, расширяют активный словарь. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач.

Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.

Непрерывную связь с родителями в нашей группе осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

В начале года провели анкетирование, изучили возникающие проблемы по развитию звукопроизношению. Исходя, из этого проводим индивидуальные, коллективные беседы консультации.

На родительских собраниях знакомим родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам.

Проводим Консультации — практикумы. Родители совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивали артикуляционную гимнастику, выполняли задания вместе с детьми.

В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Стараемся привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Проводя занятия, мы помещаем в уголок для родителей цели и задачи, а так же задания на повторение и закрепление.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к развитию звуковой культуры речи детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной речи.

Список использованной литературы

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 1984 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год