Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Пироговская Надежда Георгиевна   
10.02.2016 15:20

Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста

Творчество – не новый предмет исследования, творческие проявления во всех сферах деятельности людей всегда привлекали внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) является одной из самых спорных и не до конца разработанных проблем. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Б.В. Астафьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова, других ученых.

Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

 

Проблема художественно-творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Левина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других. Важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является благоприятным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.

Одним из малоисследованных направлений можно считать речевое воспитание старших дошкольников на основе произведений народного и литературного сказочного эпоса. Особое значение приобретает проблема использования фольклорных и литературных сказочных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества.

В настоящее время актуальной для дошкольной педагогики является проблема отбора таких педагогических средств и условий, которые более всего соотносятся с потребностями и интересами детей, обеспечивают творческое развитие дошкольника. Одним из таких средств может стать применение сказки в развитии речевого творчества детей.

Сказка – самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Сказка, обладающая метафоричностью, фантастичностью, динамичностью, ярко выраженной этической направленностью, наличием выразительных средств, конфликтности – является эффективным средством в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Организация творческого рассказывания детей требует от педагога соблюдения гибкости, такта, максимум внимания к собственным интерпретациям детей.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы:

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. Это направление включает в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов;

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:

  1. формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);
  2. развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок;
  3. развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Для того, чтобы дети легко входили в образ, можно использовать пальчиковые куклы с соответствующим декоративным фоном и народные матерчатые куклы в образе героев. При помощи кукол дети обыгрывают свой рассказ–чтение. Кроме кукол, детям можно рекомендовать отдельные атрибуты персонажей: богатырский шлем, накидки и т.д. Прежде чем проигрывать свой рассказ – чтение, дети могут придумывать различные ситуации и обыгрывать их совместно с педагогом. Это один из важных моментов, ибо такие ситуации обогащают мир чувств, эмоций ребенка, учат его понимать внутренний мир других людей.

При обучении детей пересказыванию от первого лица и для того, чтобы ребенок успешно рефлексировал свое отношение к героям фольклора, очень важна содержательная организация сюрпризных, загадочных моментов. Такие ситуации вводят ребенка в мир волшебный, настраивают детей на сотворчество. Важен и другой момент – свобода выбора героя, в которого хочет ребенок превратиться, и от имени которого он будет говорить. Педагогу необходимо поддерживать превращение ребенка в разных героев, ибо, чем больше моделей поведения, тем больше понимания внутреннего мира персонажей и больше обогащается собственный мир ребенка, и тем легче становится детям взаимодействовать с окружающими людьми. Рассказывание ребенком от первого лица требует очень тонкого корректного прочувствования ребенка и своевременной поддержки педагогом. Такой вид рассказывания больше характерен для детей 6-7 лет. Учет подчеркнутых моментов способствует развитию не только психологических процессов и развитию речевых навыков, но и важных межличностных качеств как умение вставать на место другого и понимать его изнутри, учит сострадать, сочувствовать, формирует способность к терпимости. У детей с любыми отклонениями: страдающими хроническими заболеваниями или нарушениями в психическом развитии (характерно для детей, живущих в зоне риска и природных катаклизмов) ориентировочный рефлекс гипертрофирован, поэтому идентификация и встреча с сильными героями стимулирует внутреннюю активность детей; а насколько в дошкольном возрасте удается показать значение устоявшихся ценностей, привлечь к ним внимание, тем будет устойчивее базовая позиция личности.

На основании проведённого мониторинга творческого рассказывания детей старшей группы мы наметили задачи предстоящей работы по повышению уровня в данном направлении:

  • обогащение словарного запаса детей путем образно-выразительных средств и использования лексических оборотов, пословиц
  • развитие литературной речи посредством включения детей в обсуждение, пересказ и обыгрывание текстов и поддержание интереса к сказке, знакомство с ее жанровыми особенностями, видами (авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах), структурой

- развитие способности в творческом изменении сказок посредством разработанной и реализуемой системы словесных игр, игровых творческих заданий, упражнений, направленных на словесное творчество сценариев театрализованных постановок, приемов изменения характера сказочных героев.

Реализация программы осуществляется поэтапно.

Первый этап пропедевтической работы направлен на развитие «языкового чутья» и заключается в развитии способности сочинять сказки, знакомство с жанровыми особенностями сказки, умение классифицировать по признакам: авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах, в прозе.

Второй этап состоит в обучающем и развивающем взаимодействии с детьми (сочинение сказок). На данном этапе работа проходит по двум блокам:

  1. «Введение в структуру сказки» (зачин, кульминация, развязка или концовка). Эта работа проводится также на наглядной основе — моделях «Волшебный паровоз», «Сложи цветок-сказку» и др.
  2. «Интеграция воображения и речи» — развитие выразительной связной речи, формирование артистических умений, активизация фантазии с помощью игр, упражнений, творческих заданий.

Важным моментами в реализации данной работы являются:

  • необходимость использования разнообразных методов эмоциональной и творческой активизации ребенка при развитии его литературных способностей, т.к. имеется зависимость творческой активности от индивидуальных особенностей детей
  • организация и проведение всех этапов работы во взаимодействии с участниками образовательного процесса (педагоги ДОУ, дети, родители, узкие специалисты ДОУ, театральные студии, учащиеся и их классные руководители близлежащих школ)

- организация развивающей предметно-пространственной среды: приобретение и изготовление необходимых материалов, атрибутов.

Мы наметили содержание работы с детьми:

1. Чтение художественной литературы, беседы, обсуждение прочитанного.

Под руководством педагога осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Побуждать детей использовать эти элементы в своих собственных сочинениях. Дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки и использовать их при словесном сочинении. Необходимо подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях формированию собственного замысла, выбору темы, сюжета, героев, к овладению способами построения, средствами выразительности.

Произведения для чтения детям: русские народные сказки, авторские сказки (Толстой А. "Буратино", Волков "Волшебник Изумрудного города" и др.), рассказы о природе и животных (Пришвин, Жидков, Куприн, Бианки и др.).

2. Обучение детей творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

Задачи обучения:

  • учить детей в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку
  • учить описывать место и время действия
  • учить соблюдать логику развития сюжета
  • правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы

- эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Требования к выбору сюжета:

  1. Должен вызывать желания у детей придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний.
  2. Соответствие опыту ребенка, уровню его речевого развития.
  3. Должен активизировать воображения ребенка, углублять интерес к речевой деятельности.

Методические приемы обучения:

а) вопросы педагога, предлагаемые в виде плана к рассказу;

б) указания разного типа: рассказать подробно; обдумывать весь рассказ от начала до конца, придумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; лучше обдумывать, как закончить рассказ и т.д.;

в) упражнения;

г) оценка;

д) использование речевых образцов;

е) прием совместных действий.

3. Параллельно с обучением детей придумывать рассказы и сказки на занятиях в группе, также проводятся целенаправленные наблюдения на прогулках, цель которых: привлечение внимания детей к литературным объектам; обсуждение особенностей птиц, деревьев, ветра, облаков, дождя и других явлений живой и неживой природы; придумывание о них рассказов, сказок.

4. Задания и игровые упражнения для развития творческого воображения и фантазии детей

  1. Ребенку предлагается изменить конец известной ему сказки. Например: "Колобок" так, чтобы Колобок остался жив. Как тогда может закончиться сказка?
  2. Следующее задание " Волшебное окно ". Ребенку предлагается представить, что ему разрешили посмотреть через волшебное окно, которое не похоже на обычное, в которое мы всегда смотрим. Чтобы он (она) хотел (а) увидеть через это волшебное окно?

«Чудесный ларец»

Цель игры: Развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).

Содержание игры: Для этой игры хорошо использовать сказки Дж. Родарри из цикла «Сказки у которых три конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль»

«Вспомним нашу сказку»

Цель игры: Развитие воображения, памяти и речи по средствам сказки. Закрепление знаний и применение в сказках цветов радуги

Содержание игры: Взрослый предлагает детям припомнить разные сказки, в которых встречается разные цвета. Например золотой. А чтобы детям было легче, прочитать отдельные отрывки (стихи могут читать и дети если заранее их выучили). Все отрывки из разных сказок одного автора А.С. Пушкина, можно начать со сказки «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

«Волшебные звездочки»

Цель игры: Развитие воображения, творческих способностей и умение придумывать и рассказывать свою сказку.

Содержание игры: Ребенку предлагается посмотреть на волшебную звездочку и придумать ей название, почему ты так назвал звездочку? В какой бы сказке он поселил волшебную звездочку, и почему она волшебная. Может ли звездочка исполнить желания. Предлагается произнести слова «Волшебная звездочка гори». Хорошо закончить игру своей маленькой сказочкой про волшебную сказочку.

«Говорящие солнечные лучики»

Цель игры: Самопрезентация ребенком себя.

Содержание игры: Взрослый – ведущий предлагает детям имитацию солнышко — обруч с ленточками лучиками. Каждый ребенок берет свой лучик и под красивую музыку идут по кругу, музыка останавливается и лучик, которого выберет ведущий должен рассказать о себе — солнечном лучике, о своем маленьком солнечном путешествии.

5. Совместная деятельность с детьми по приобщению к культуре слушания и продуктивному взаимодействию с детской книгой осуществляется в процессе тематических встреч с любимыми героями сказок и персонажей литературных произведений в рамках проведения «Неделя театра», «День Волшебника», «Неделя Книги», «В гостях у сказки», «Клуб юного сказочника», «Литературная гостиная» и др.

«Переживание», «проживание» сказки, возможность «играть» с художественным словом делают процесс развития творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста более эффективным, глубоким, способствуют обогащению речи, формированию ее образности.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б, И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. – 329 с.
  3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1972. — № 2.
  4. Поддьяков, Н.Н. Развитие идей Запорожца А.В. в исследовании творческой активности детей / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. — 2005. — №3.
  5. Тихеева, И.Т. Основные положения методики развития речи детей / И.Т. Тихеева // Колмакова М.Н., Логинова В.И. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 236 с.
  7. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
  8. Шибицкая, А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //А. Е. Шибицкая Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год