Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Русская семья» в средней группе по познавательно — речевому развитию
Развитие речи у детей
Автор: Аносова Наталья   
08.11.2017 05:19

Конспект НОД «Русская семья» в средней группе по познавательно — речевому развитиюКонспект НОД «Русская семья» в средней группе по познавательно — речевому развитию

Воспитатель Аносова Н.С.

Задачи.

  • Знакомить детей с бытом русского народа в старину, формировать представления о труде русского народа, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением.
  • Обогащать речь детей пословицами и поговорками о семье. Развивать познавательный, речевую культуру средствами регионального фольклора; расширять словарный запас дошкольников.
  • Учить переносить новые знания в игру.
  • Вовлекать детей в инсценирование.
  • Воспитывать чувство уважения к семье посредством духовно-нравственных качеств.
  • Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к собственному труду, труду предков.

Материалы и оборудование. Белгородский костюм ведущему, русские народные костюмы для детей, предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда), кукла в русском костюме. Материалы для продуктивной деятельности: соленое тесто, хлеб, пряники для угощения.

Словарь: батюшка, матушка, изба, прялка, рушник, коромысло, чугунок, ухват, сундук, сарафан, гостеприимство.

Предварительная работа. Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа. Беседа о старинных способах передвижения. Рассматривание картины старинной русской семьи. Слушание русской народной музыки. Экскурсия в «Русскую избу» детского сада.

Воспитатель.

Здравствуйте, гости званые и желанные! (Здравствуйте!)

Милости просим!

Всех привечаем и душевно встречаем!

Повернитесь, осмотритесь,

По сторонам оглянитесь.

В моей избе

Хлеб румяный золотится,

Солнце на небе смеется.

Как наш край родной зовется? (Белгородский.)

Давайте, еще раз вместе назовем наш край — белгородский

- Правильно! Край наш Белгородский славится гостеприимством, радушием, хлебом-солью.

- Ребята, посмотрите, как мы сегодня с вами одеты? (В русские народные костюмы.)

- Как вы думаете, почему мы так одеты? (Потому что мы попали в русскую избу.)

- А я одета в Белгородский народный костюм, который носили женщины Белгородской области в старину. Присаживайтесь, поудобнее в моей избе.

- Посмотрите, кто жил в русской избе? Кого вы видите на картине? (Семью) (Слайд).

Беседа «Славянская семья».

- Что такое семья? (дети называют членов семьи).

- Да, ребята, это старинная крестьянская семья. Как вы думаете, картина отражает современную жизнь или рассказывает о прошлом? (О прошлом)

- Почему вы решили, что на картине изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная).

- Это большая русская семья. В семьях было по пять, десять детей. Люди здесь родные друг другу.

- Кто самые старшие члены семьи? (дедушка и бабушка).

- Кто стоит рядом. Рядом с ними сидит их сын со своей супругой – женой, мамой их детей. Возле отца стоят его сыновья.

- В старину в семьях почитали, уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт.

- Наши предки жили большими, дружными семьями.

- И мы сейчас с вами поиграем игру «Дружная семья».

Семья.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

- Какая должна быть семья? (Большая, дружная, крепкая, добрая, сплоченная, сильная и т.д.)

- Ребята, как вы называете свою маму ласково? (Мамочка, мамуля.). А папу? (папочка, папуля)

- А раньше дети называли маму — матушкой или маменька, а папу –батюшкой или папенькой, обращались к родителям на «ВЫ» с почтеньем и уваженьем.

- А что делали в старину наши предки вы узнаете, если правильно ответите на мои вопросы словами «Матушка или Батюшка».

- Куклу-Белгородку я даю, правильный ответ от вас жду!

  1. Кто ведет домашнее хозяйство? (Матушка)
  2. Кто пашет, засевает широкие поля? (Батюшка.)
  3. Кто поет своим детям колыбельные — песни? (Матушка.)
  4. Кто готовит вкусный обед? (Матушка.)
  5. Кто занимается охотой? (Батюшка.)
  6. Кто печет каравай? (Матушка.)
  7. Кто охраняет родину? (Батюшка)
  8. Кто обучает хозяйству дочку? (Матушка)
  9. Кто вышивает салфетки? (Матушка)
  10. Кто чинит дом-избу (батюшка)

Воспитатель: «Мама и папа» – самые понятные слова на Земле. Про них есть много пословиц. Какие пословицы о маме и папе вы знаете?

(Дети называют сами пословицы).

При солнышке тепло, при матери добро

Нет такого дружка, как родимая матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Родную мать никем не заменишь.

Материнским словом Бог правит.

Где хороший отец, там и сын молодец.

У доброго батюшки добры и детки.

Отец и мать – священные слова.

Воспитатель: Молодцы! (Слайды).

Рассказ воспитателя.

В старину детей приучали работать с малых лет.

С пяти лет мальчики, такие как вы, уже работали с отцами на полях, ходили на охоту, помогали делать мужскую работу.

А девочки с пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Они наряжали кукол, а приобретенные навыки шитья и вязания использовали в будущем.

Старшие дети в семье нянчили младших сестренок и братишек.

И было это так:

Инсценировка. Матушка-хозяюшка (музыкальное сопровождение)

Девочка показывает действия в соответствии с текстом.

На заре, на зорюшке, только рассветет

Матушка-хозяюшка по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка-хозяюшка, дай воды напиться.

Ой, быстра ты, реченька, реченька.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

Борщ на стол поставила. (Ставит на стол чугунок)

Крынку с молоком. (Кувшин)

Хлеб накрыла матушка чистым рушником. (Хлеб на подносе)

Ох, истерты рученьки да грубы мозоли.

Дотемна-то матушка все трудилась в поле.

Вечером у прялочки поучает дочь. (Сядет за прялку)

Оглянется матушка:

За окошком ночь.

Инсценировка. Приглашает мальчика в помощники.

Мальчики показывают действия с текстом.

Сколько нужного на свете

Предки делали для нас

С ранней зорьки пашня чёрная

Бороздами подымается.

То плели морские сети,

То с рассветом косят луг,

То топор работать любит!

Он и тешет, он и рубит.

Единое счастье — работа,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета, -

Часы за упорным трудом! (Дети уходят.)

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие помощники.

Воспитатель: Наши предки не только трудились, но умели отдыхать – пели, водили хороводы.

Белгородцы и Белгородочки, что сидите?

Себя в игре покажите!

Выходи, дружок,

Становись в кружок!

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой. «Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись! (игру повторить 3 раза)

Воспитатель.

- Когда собирались белгородцы на свои праздники, готовили много угощенья. И всеми любимое угощенье считались медовые пряники.

- И мы сегодня с вами для гостей испечем медовые пряники.

- Хотите, я вас научу пряники печь? (Дети садятся за столы)

Замесила белгородочка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие прянички!

Птичке невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Работа с тестом. Лепка.

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

(Воспитатель приговаривает во время работы детей)

- Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай!

(Готовые работы выкладываются на поднос и отправляются в печку)

- А пока прянички пекутся, поиграем в русскую народную старинную игру.

Поиграем в игру «Каравай» (вместе с детьми)

Встав в круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

(Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо хоровод поводили!

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В избе)

- Кого мы сегодня увидели? (старинную русскую семью)

- Кто самые старшие в семье? (бабушка и дедушка)

- Какие работы выполняла матушка? (носит тяжелое коромысло, печет пироги, стирает и т.д.)

- Какие работы выполнял батюшка? (пашет, косят траву, охотится и т.д.)

Какая русская семья — хлебосольная, гостеприимная и т.д.

- А теперь мы предлагаем нашим гостям вкусные пряники! Угощайтесь, люди добрые!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год