Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»
Развитие речи у детей
Автор: Зрячих Ирина Александровна   
31.05.2018 11:39

Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Зрячих И.А. Балашиха 2017 – 2018 учебный год

Актуальность проекта.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чьё психическое развитие отстаёт в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстаёт словесно-логическое мышление, значительно отстаёт от нормы речь. Как следствие — интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют синдромы гиперреактивности, расторможенность и др. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.

 

В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребёнка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребёнок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребёнок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твёрдую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребёнку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный.

Основные преимущества этого проекта:

Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Данный проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания усидчивости, развивается воображение.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

По содержанию: психолого-педагогический.

По времени проведения: долгосрочный (с 01. 12. 2017 г. по 30. 04. 2018 г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель проекта: создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении, которые тормозят дальнейшее развитие ребёнка.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи), учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, выдержку, внимание; создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия); развивать мелкую моторику рук детей; развивать самопринятие и принятие других; повышать личностную саморегуляцию.

Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Подготовительный этап

  • Изучение литературы;
  • Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
  • Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
  • Подбор видеороликов, составление презентаций;
  • Изготовление воспитателями образцов обрядовых кукол;
  • Подбор материала для мастер-классов;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор сказок, рассказов, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Привлечение родителей к подбору материалов к мастер-классам;
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность (мастер-классы «Снежные ангелы», «Изготовление куклы Кубышки — Травницы», постановка музыкального этюда «Когда куклы оживают»);
  • Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.

Реализация проекта:

Декабрь.

  • Беседы «Как появилась игрушка», «Первая игрушка – кукла».
  • Художественное творчество «Моя любимая игрушка».
  • Консультация для родителей «Игрушки наших детей», «Учите детей играть в куклы!»
  • Мастер-класс для родителей «Снежные ангелы».
  • Просмотр видеороликов «Куклы разных времен и народов», «Любимые куклы разных стран».
  • Рассматривание альбомов «Дамы эпохи».
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.

Январь.

  • Беседа «Мир кукол».
  • Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников».
  • Просмотр презентации «Русская народная кукла» – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
  • Рассматривание альбома «История русского костюма», «Куклы в народных костюмах».
  • Знакомство с бытом и традициями русского народа. Участие в обрядовых праздниках «Святочные колядки», «Зимние посиделки».
  • Изготовление детьми игровой куклы «Пеленашка» по схеме.

Февраль.

  • Консультация для родителей «История народной куклы».
  • Знакомство с русской матрешкой. Просмотр презентации «Русская матрешка».
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление матрешки (конструирование из бумаги).
  • Знакомство с частной коллекцией кукол семьи Виноградовых. (Серия «Русские народные куклы» автор – Галина Масленникова).
  • Игры детей с народными куклами (лоскутные, обрядовые, игровые).
  • Художественное творчество: раскрашивание шаблонов народных кукол.

Март

  • Чтение народных и авторских сказок, рассказов и стихов о куклах.
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление куклы из ниток «Мартинички».
  • Мастер-класс для родителей «Изготовление лоскутной куклы «Кубышка – Травница».
  • Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с элементами квест-игры «Народная кукла. Изготовление лоскутной куклы «Закрутки» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Трансляция опыта работы «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» в рамках муниципального семинара для педагогических работников «Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с патологией речевого и психического развития с использованием нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий».

Апрель

  • Знакомство с куклами разных народов. Просмотр видеоролика «Куклы народов мира».
  • Рассматривание альбома «Такие разные куклы».
  • Игры с куклами «Мы разные, но мы вместе!».
  • Разучивание музыкального этюда «Когда куклы оживают» (совместно с родителями).
  • Художественное творчество «Игрушка для моего друга».
  • Составление творческих рассказов «История одной куклы».
  • Создание альбома с рисунками, авторскими рассказами и стихами;

Ожидаемый результат

Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения. Те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.

По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.
  2. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008
  3. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004
  4. Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
  5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
  6. Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год