Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.
Развитие речи у детей
Автор: Сукоркина Ольга Викторовна   
22.03.2019 17:41

Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.

Цель: Научить ребенка связно передавать воспринятую на слух информацию (сказку, рассказ), используя умение рисовать пиктограммы (упрощенное изображение предмета).

Программное содержание (задачи):

  1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  3. Развитие слухового внимания и речевой памяти.

Оборудование и материалы:

Карандаши, лист А4.

Организационная часть.

Логопед читает детям басню «Мартышка и очки» и просит ее пересказать.

– Скажите, трудно вам рассказать о том, что вы услышали? (Да).

– Хотите научиться запоминать и рассказывать большие рассказы и сказки? (Да).

– Вы любите рисовать? (Да).

– Рисование поможет нам научиться запоминать слова, словосочетания; пересказывать сначала короткие рассказы, а затем и большие.

 

Скачать конспект

Основная часть

(описание хода работы)

Сначала будем пробовать запоминать отдельные слова с помощью рисования пиктограмм. Пиктограмма – это простой рисунок, который вы сможете легко сделать сами. Он не обязательно должен быть красивым. Самое главное, чтобы рисунок был понятен вам и помог запомнить слово.

I. На первом этапе детям предлагается запомнить 6 слов с помощью готовых пиктограмм, которые предлагаются детям как образец.

Логопед:

– Сейчас я прочту слова рядом с картинками, а затем вы вспомните их, глядя на рисунки-пиктограммы (лес, сад, лето, дождь, радость, девочка).

После того, как дети запомнили и назвали слова с помощью готовых пиктограмм, им предлагается самим нарисовать пиктограммы к следующим словам: зима, дом, река смех, школа, мама, друг, телевизор, снег, дерево. А затем назвать их, используя собственные зарисовки.

II. На втором этапе дети запоминают словосочетания, рисуя пиктограммы. Педагог учит выделять основную деталь, которая и послужит основой для рисунка.

Логопед:

– Теперь я предлагаю вам, ребята, научиться запоминать трудные слова и словосочетания (врач, ссора, большой лес, грусть, родной брат, стихотворение, пышный букет, первое сентября). К каждому слову и словосочетанию вы рисуете пиктограмму (простой рисунок).

III. На третьем этапе дети слушают русскую народную сказку «По ягоды». Педагог читает сказку, разбивая ее на смысловые части, к которым дети будут рисовать пиктограммы, выделяя основную мысль каждой части.

  1. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя – в рот.
  2. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
  3. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

– Кушай!

– А сама что же?

– А я вчера ела.

– Вчера не считается, – сказал дедушка.

– Давай вместе, – и они стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку и дед – ягодку, Надя – ягодку и дед – ягодку. Так все и съели.

После того, как дети сделали зарисовки, они пересказывают сказку, используя на собственные пиктограммы.

(пересказывать дети могут как по цепочке, так и один ребенок весь текст целиком)

Заключительная часть.

Ребята, на занятии мы учились рисовать пиктограммы, которые помогали вам запоминать слова, словосочетания, пересказывать сказку. Какой способ пересказа вам понравился больше: рассказывать сказку при помощи готовых картинок, как мы это делаем на обычных занятиях, или когда вы сами рисовали пиктограммы.

– Когда мы сами делали рисунки.

– Почему?

– Потому что рисунок помогает нам запоминать. Когда мы рисуем, вспоминаем то, что услышали. И это помогает запомнить текст и пересказать его.

Методические рекомендации.

  1. Детям предлагается последовательная методика, которая учит запоминать сначала отдельные слова с помощью простых рисунков, которые делает сам ребенок.
  2. Далее создается упрощенное изображение (пиктограмма), и малыш учится запоминать словосочетания, фразы и предложения. Используя текст и конкретное изображение, ребенок с помощью взрослого выделяет деталь, которая и станет пиктограммой. Малыш постепенно подводится к самостоятельному выделению главных деталей и моментов в тексте и закреплению их с помощью пиктограммы.
  3. Конечной целью является создание ребенком «картинного» плана в виде пиктограмм к связному тексту, который и поможет пересказать его. Данная методика поможет малышу в первом классе запомнить вербальную информацию, которую он еще не способен записать словами.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год