Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
Развитие речи у детей
Автор: Ольга Салдина   
07.09.2014 21:09

«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
Автор статьи:  Салдина О.В., МАДОУ ЦРР Д/с№113 г.Тюмени
Содержание:
1.    Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе с.3
2.    Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР.     с.5
3.    Работа по развитию фонематического восприятия на уроках русского языка.  с.7
1.    Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе
В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких, которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии, Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» [1].

Скачать конспект

Иванова С.Ф. трактует фонематический слух так: «Способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» [4]. Освоение языка очень сложный и длительный процесс,  в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке.
Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» [2]:
•    Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [6;8].
•    Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической) [8].
•    Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением [6].
•    Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза [9].
•    Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [5].
•    Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте [5; 7].

2.    Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР.
Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок:
•    Смешение понятий «буква» и «звук»;
•    Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
•    Неправильное определение ударного слога;
•    Неверное деление слова на слоги [6].
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха также описаны в работах Левиной Р.Е. [7], Семенковой Т.В. [8], Жовницкая О.Н. [3].
o    Смешение звуков:
a.    звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;
b.    свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;
c.    твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);
d.    сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);
e.    аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)
o    Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);
o    Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул).
o    Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети  учат (учатся)   в  школе”,  “ дожке ” – дорожке,“ тишинына ” – тишина)
o    Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;
o    Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);
o    Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;
o    Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.
o    замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);
o    замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);
o    обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);
o    раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)
o    недописывание  слов  (мышка-«мышк»);
o    замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);
o    обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);
Ошибки при чтении, обусловленные несформированностью фонематического восприятия:
    Пропуск букв, слогов, предлогов;
    Замена и перестановка букв, слогов;
    «Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
    Недочитывание окончаний слов;
    Искажение слов;
    Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
    «Угадывание» слов.

8.    Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год