Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников "В гости к бабушке Матрёне"
Развитие речи у детей
Автор: Никитина Вера Александровна   
03.05.2014 02:07

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников В гости к бабушке Матрёне«Развитие речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм».
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах.
2. Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение.
3. Воспитывать интерес к русскому фольклору через загадки, колыбельные песни, потешки, небылицы.
4. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм).
5. Учить  детей  употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
6. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «коммуникация», «здоровье», «познание».
Субъект работы: дети старшей группы детского сада (5-6 лет).
Объект работы: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: русский народный костюм бабушки Матрёны, кот Василий (мягкая игрушка), люлька с ребёнком, картинки с изображением предметов быта русских крестьян, картинки с изображением  грибов, ягод, трав, одежды.
Расширение и активизация словаря детей: горница, коток, люлька, сундук, полати, небылица, перевертыш.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: разучивание потешек про кота, колыбельных песен, чтение русских народных сказок.
Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности

 

Части НОД

Содержание

Вводная часть  

Воспитатель начинает беседу словами:

«Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я сейчас рассказ начну.

Чтобы дети знать могли

о делах родной земли».

Ребята, мы пришли в гости к бабушке Матрёне.

Бабушка Матрёна: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! В избу заходите, садитесь.

/Дети садятся на стульчики/

Бабушка Матрёна: Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?

/Дети отвечают на вопрос/

Бабушка Матрёна: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

/Подводит итог детским высказываниям/

Бабушка Матрёна: Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

А ещё я вам сказала «Милости прошу!». Что эти слова означают, как вы их понимаете?

/подводится итог детским рассуждениям/

Бабушка Матрёна: Милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми.

Воспитатель: Милый человек, какой?

Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот  об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает. Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

/ответы детей/

Основная часть 

Комментирование,  дискуссия.

Физкультурная пауза  (стихи с движением)

Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ жил в избе. А комната в избе называлась горница. Постарайтесь запомнить это слово.

/дети несколько раз повторяют слово/

Бабушка Матрёна: А знаете, ребята, кто самый главный в горнице?

Отгадайте-ка такую загадку:

В избе — изба, 
На избе — труба. 
Зашумело в избе, 
Загудело в трубе. 
Видит пламя народ, 
А тушить не идёт. 
(Печь)
 

Воспитатель: А почему печь в избе самая главная?

/ответы детей: «В печи готовили пищу», «Зимой печь обогревала избу»/

Бабушка Матрёна: А если вы отгадаете следующие загадки, то узнаете что нужно, чтобы печь грела.

Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить. (Дрова)

Красный кот
Дерево грызет, 
Дерево грызет, 
Весело живет. 
А воды попьет, 
Зашипит, умрет. 
Ты его рукой не тронь — 
Этот красный кот... (Огонь
) 

Воспитатель: да, печь и накормит и обогреет, а ещё она сушит и лечит. А что можно сушить на печи?

/ответы детей: «одежду», «грибы», « ягоды», «травы»/

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать из предложенных картинок нужные, и расположить их на печке.

Воспитатель: А как же печь лечит?

/дети высказывают предположения/

Воспитатель: Если дети зимой пришли с прогулки мокрые, замёрзшие, что с ними может случиться?

/ответы детей: « они заболеют», «простудятся» и т.п./

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит. 

Бабушка Матрёна: Ребята, а ещё на печи зимой очень любит греться…

/В руках у бабушки Матрены появляется котик/

Это кот Василий. Наш кот очень любит, когда про него рассказывают различные потешки. А вы знаете потешки про кота?

Ребёнок: Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Ребёнок: Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Ребёнок: Хорошо живёт коток,
котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
ждёт с ванилью калачи.

Кот Василий: Молодцы, ребята. Очень мне понравились ваши потешки.

А если кто из вас сможет назвать меня ласково, то я поиграю с вами в интересную игру.

/дети ласково называют кота: «котик», «коток», «Василёк», «Васенька»/

/кот мурлычет, улыбается/ 

Кот Василий: Ох, хорошо… А теперь давайте поиграем.

/динамическая пауза «В гости к кошке»/

Позвала нас в гости кошка,

ладони на щеках,

качаем головой

И пошли мы по дорожке.

дети шагают

Топ-топ,

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают

по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат

по коленям

Видим дерево высокое,

поднимают руки вверх

Видим озеро глубокое.

руки вниз, волнообразные

движения кистями

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат  по коленям

Птицы песенки поют

ладони перекрестно

— «птица»

Зёрнышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют,

пальцы одной руки «клюют»

ладонь другой, и наоборот

Никому их не дают.

ладони перед собой,

поочерёдно

сжимаем и разжимаем кулак

Топ-топ,

дети шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат по коленям

Это дом,

«крыша»

А в нём окошко.

«окно»

Нас встречают кот и кошка.

хлопают в ладоши

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат по коленям

Мы немножко погостим

руки «здороваются»

И обратно побежим.

бег на месте

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик

кулачки стучат по коленям

 

Кот Василий: Молодцы ребята, хорошо играли. А мне пора на печку, бока греть. До свидания.

/кот уходит/

Бабушка Матрёна: А вам дети я предлагаю вернуться в горницу. Посмотрите вокруг. Какая мебель есть в горнице?

/ «столы, лавки, сундуки»/

Бабушка Матрёна: Есть ещё и люлька для малыша. К малышам в народе всегда относились с большой любовью, о чем говорят и пословицы русского народа:

У матери - дитя, у кошки - котя, всякому мило свое дитя,

У кого детей много; тот не забыт Богом,

Малы детушки, что часты звездочки: и светят, и радуют в тёмную ноченьку.

Взрослые создавали условия для того, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как было обустроено место, где дети спали.

/воспитатель подводит детей в уголок комнаты, где находится колыбелька/

Воспитатель: У каждого ребенка своя кроватка. И она не похожа на кроватку другого, и тем более не похожа на ту, в которой спали детки в давние времена. Ребята, скажите, как назывались кровати, в которых спали малыши.

/дети дают ответы/

Бабушка Матрёна: Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит - качать. А еще она называлась "зыбка". Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что также значит "качать". Есть и еще одно название - "люлька".

Воспитатель: матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни. А как они назывались?

/дети отвечают/

Воспитатель: Правильно. Они назывались колыбельные песни, потому что пели их, когда детишек укладывали спать. 

Бабушка Матрёна: А в нашей  люльке малютка Ванечка.

/показывает куклу/

Бабушка Матрёна: Устал наш Ваня. Слушал, как мы загадки отгадывали, потешки рассказывали, с котом играли. Давайте уложим его спать, укачаем дитя, и споём ему колыбельную песню.

Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай… 
Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.

***

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Сашу не буди.
 

Воспитатель: А вам, ребята, какие песни поют мамы и бабушки?

/ребята отвечают/

Бабушка Матрёна: Ну вот, наш малыш и уснул. А мы давайте тихонько поговорим о том, где спали люди в избах. Как вы думаете?

/ «на кроватях»/

Бабушка Матрёна: А вот и нет, люди спали на печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы были большие, потому что и семьи не малые. Ребята любили собираться за столом и слушать сказки, которые рассказывала им бабушка. А какие русские народные сказки вы знаете?

/ответы детей/

Воспитатель: А ещё, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говориться о том, чего на самом деле не бывает. В них все как будто перевернуто, и поэтому всем смешно. Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

/вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто»/

Воспитатель:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Воспитатель: Что я сейчас прочитала?

/дети: «небылицу», разбирают  её/

Воспитатель:

А вы знаете какие-нибудь небылицы?

/чтение детьми знакомых небылиц/

Воспитатель: Ну, что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше. Давайте попрощаемся с бабушкой Матреной. И пройдем к себе в группу.

Дети: До свидания, бабушка Матрёна, до новых встреч. 

Заключительная часть 

В группе.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и вернулись к себе в группу. Понравилось вам ходить в гости? А что особенно понравилось?

/ответы детей/

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше с вами приключение. Вы все сегодня молодцы. Как много вы знаете потешек, умеете петь колыбельные песни, отгадывать загадки. И я думаю новые знания, приобретённые сегодня вам пригодятся. 


 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год