Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер - класс "Слова! Слова! Слова!"
Развитие речи у детей
Автор: Эльвира Чулкова   
07.02.2014 06:28

Мастер - класс Слова! Слова! Слова!Мастер – класс "Слова! Слова! Слова!"
Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть интересным собеседником.
Л.С. Сековец
Мастер-класс начинается со стихотворения А. Барто «Сильное кино»
Заранее, заранее - Они ползут,
Все было решено: А он им –раз!
У школьников собрание, А тут как раз она ползла,
Потом у них кино. А он как даст ему со зла!
Домой придет Она – им раз!
Мой старший брат, Они ей - раз!
Он мне расскажет Но тут как раз
Все подряд, Её он спас,
Он объяснит мне, Он был с ней заодно.
Что к чему, Ух, сильное кино!
А я большая! Нет, видно, я еще мала,
Я пойму. Я ничего не поняла.
И вот он начал свой рассказ:
- Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
У мальчика недостаточный словарный запас.
-А, что такое словарный запас? (Ответы из зала.)
Тема мастер – класса «СЛОВА! СЛОВА! СЛОВА!»
Много на Земле живых существ, из них только человек обладает даром речи, даром слова. (Л. Успенский)
Через СЛОВО человек впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово.
1. Как же дать детям понятие о слове? Посмотрите вокруг… Как много разных предметов окружает нас. Для каждого из них есть свое название – слово. (Логопед указывает на предмет – педагоги называют их.) Слова можно найти везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Все слова мы собираем в корзиночку. Давайте поищем слова в группе, в кармане…
Необходимо вызвать у детей интерес к слову. А как? При помощи игр, при помощи сказок, стихов. Занятие с детьми должно стать праздником. А праздник для ребят, когда игра сменяется игрой. Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука.
2. Вы знаете…
Когда-то жил на свете
Волшебник ПинтиГру –
То самый, что придумал
Веселую игру:
- Мне говорили как-то,
Но вот забыла все ж,
Какое слово КАКТУС?
Какое слово ЕЖ?
Ах, да! Ну-ну! Конечно!
КОЛЮЧИЕ СЛОВА!
И ГВОЗДЬ, ПИЛА, ИГОЛКА-
КОЛЮЧИЕ СЛОВА!
А вы-то что ж молчите?
Скажите: «ПинтиГру!»
И можете включаться
В Колючую игру!
Какие колючие слова вы услышали в стихотворении?
· Игра «Такие разные слова» (зрители называют колючие слова, а логопед «собирает» их в корзинку).
- А еще есть сладкие слова. Какие? (Быстрые, тихие, громкие, кислые и т.д.)
3. Понятие слово само по себе абстрактно. Как же объяснить понятие «слово»?
- Как показать детям СЛОВО?
- Как потрогать СЛОВО?

Слово –это дом. В каждом доме живет слово.

· Есть слова-предметы (показ схемы слова). Некоторые из них отвечают на вопрос: Кто?– это живые предметы. (Медведь.) Другие слова отвечают на вопрос: Что? – это неживые предметы. (Яблоко.)

(Символ - дом с треугольником.Треугольник накладываем на домик.)

· Есть слово – признак предмета. Они отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое?

Медведь какой? -……..

Яблоко какое?-……….

(Символ - дом с треугольником розового цвета.)

· А еще есть слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делать?

Медведь что делает?-……..

Яблоко что делает?-………

(Символ - дом с треугольником, треугольник с ручками, ножками.)

Ø Игра «Точно и быстро. Кто это? Что это?»

Двум желающим педагогам предлагаются предметные картинки, обозначающие живой и неживой предмет. Педагоги должны подобрать к ним слова-признаки, а затем слова-действия, а остальные - угадывают задуманные слова.(Картинки: солнце, иголка, лиса, лягушка.)

4. Одна из задач: познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.

При помощи игрыможно познакомить детейсо словами родственниками. (Логопед рассказывает сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов которые являются родственными словами.)

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и выросло дерево, а на нем слова-плоды: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегирь, снегопад, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

· Педагогам предлагается «вырастить» дерево, на котором плоды – родственные слова.Предлагается слово: рыба.

5. Совсем нетрудно объяснить ребятам, что такое рифма.

А вы знаете, что бывают слова с похожими хвостами? И вот уже ждет ребят игра «Соедини два слова» или «Загадай рифму».

Предлагаются картинки, которые нужно объединить в пары:подушка- лягушка, мошка – кошка, ворона – корона, бабочка – тапочка и т.п.

· В конце мастер-классастихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз —

Над нами и под нами —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

Язык — и стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год