Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Открытое занятие для детей подготовительной группы по обучению грамоте "Письмо от деда Буквоеда"
Развитие речи у детей
Автор: Светлана Анатольевна Жмудь   
21.03.2014 20:21

Открытое занятие для детей подготовительной группы  по обучению грамоте  Письмо от деда БуквоедаОбразовательные области:
Коммуникация -  развивать речь как средство общения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Познание – расширять и обогащать знания детей о звуках, слогах, словах; о животных, птицах, овощах, их среде обитания и произрастания.
Социализация – воспитывать положительную мотивацию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Чтение художественной литературы – приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание стихотворений, отгадывание загадок.
Игровая деятельность – через словесные, дидактические игры подводить детей к начальному обучению грамоте.
Физическая культура – обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Музыка – использовать в процессе занятия музыкальное сопровождение и шумовые эффекты, учить слушать и слышать предложенную мелодию
ЦЕЛЬ: Использование дидактических игр, игровых упражнений, ИКТ в работе по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в слогах, словах и предложениях
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов
Упражнять в образовании существительных множественного числа
Закреплять навыки выделения заданного звука в словах
Формировать умение подбирать слова на заданный звук, слог
Учить составлять схемы слов и подбирать слова по заданной схеме
Закреплять навыки чтения слов по первым звукам картинки, чтение слогов и слов
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное внимание
Фонематическое восприятие
Формировать правильный речевой выдох
Развивать чувство ритма
Артикуляционную и тонкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Слайды для занятия, проектор, ноутбук, записи голосов животных и птиц, звуки леса; картинки, схемы, дидактические игры, плоскостные цветы с наклеенными буквами, конверт для  письма; дерево – на нем плоскостные яблоки с картинками; 2 корзинки, 2 куклы в разной одежде.
Ход занятия.
Дети встают в круг и приветствуют друг друга:
«Доброе утро! Улыбнись скорее и сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носики и щечки; будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее, а теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем,
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!»-
Логопед - садитесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите  на экран. ( на экране появляется сказочный дворец – 1 слайд, звучит музыка)
Логопед – В сказочном дворце жили-поживали, добра наживали, а кто поживал, отгадайте.
Загадки:
« Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной»
( 2 слайд – ежик, звуковые эффекты)
« Я по дереву стучу, червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой»
( 3 слайд – дятел, стук дятла в записи)
v «Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна просыпается от сна»
4 слайд – медведь ( рычание медведя)
v «Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят…»
5 слайд – черепаха ( ходьба черепахи)
v «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?»

6 слайд – волк (вой волка)

v «Живет в норке, грызет корки, короткие ножки – боится кошки»

7 слайд – мышка (писк мыши)

v «Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакуша, кто это…»

8 слайд – лягушка ( кваканье лягушек)

Логопед: Все жители сказочного дворца хотели петь в хоре. Прочтите, как они  поют. Кого возьмут в певцы, а кого попросят еще поучиться.  ( Гласные поются, а согласные нет) -  9 слайд – все жители дворца с буквами ( звучит веселая детская музыка)

Назовите все гласные, согласные звуки, которые мы знаем. Чем звуки отличаются от букв?

Повторим все вместе правило с  показом.

Логопед: «Гласные тянуться в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не умеют шипеть  и ворчать.

А согласные согласны шелестеть, рычать, свистеть, но не хочется им петь»

Давайте посмотрим еще раз, какими же буквами обозначаются песенки жителей дворца.

10 слайд – все животные без букв. ( грустная мелодия)

Логопед: Что же произошло? Куда исчезли буквы? Ой, нигде их нет!  Но что это? Письмо, от кого же оно?

Хотите узнать?

Я знаю, у того, кто написал письмо в названии 3 звука: Первый - мягкий согласный, 2-гласный, 3-твердый согласный. Кто это? Не знаете. Может гости нам помогут?

Не беда, узнаете, если отгадаете загадку:

«Он, в сказке знакомой про Курочку Рябу, и в сказке веселой, где репку все тянут,

Несет к нему в коробе внучку медведь, он седенький в сказках, так кто он, ответь?» - Да, это дед.

11 слайд – Дед Буквоед. ( Песенка про дедешку)

Логопед: Наш дед не простой. Это дед Буквоед, он прислал это письмо, давайте прочитаем, что там написано.

Письмо: «Что буквы не можете найти? А это я – дед Буквоед их съел, но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания»

Логопед: Ну что, ребята, попробуем вернуть буквы?

1 задание – «Жил да был зверек в лесу, боялся волка и лису, шкурка серая была, а в названии звук А?»

12 слайд – заяц (звучит музыка задорная)

«Есть у зайца огород, что же у него растет? Овощи ты называй, про звук А не забывай»

13 слайд – показ овощей со звуком  А: Томат, кабачок и т.д.(песенка овощей)

«К зайцу гости приходили и игрушки подарили, а в названье шла молва у игрушек был звук А»

14 слайд – игрушки со звуком  А: Матрешка, юла, машина и т.д.- мелодия плавная

Логопед: Первое задание мы выполнили, какое же будет второе?

2 задание.

15 слайд – Игра «Один - много» - Есть игра один предмет и  много, ведь она же вам знакома, говорю один предмет, а вы – много мне в ответ. Какой один и тот же звук повторяется в ответах? Звук  И

З задание – «Хоть и старенький наш дед, но любит правильный ответ, хочет узнать у вас, дети, кто издает звук  У на свете?

16 слайд – картинки: кукушка, петух, корова, кошка, волк, сова и т.д. – (голоса животных, птиц)

4 задание – Вышли на полянку, встали все в кружок, посмотрите, сколько разных здесь цветов. Сорвать нужно только те, на которых гласные буквы и придумать слово на эту букву. А почему вы не сорвали остальные цветы? – да,  у них согласные буквы.

Давайте назовем эти буквы, а какие звуки они обозначают? Т.ТЬ, П.ПЬ и т.д.

Физкультминутка с цветами    «Встаньте, дети, все в кружок, сделаем из цветов венок.

Цветочки вверх мы поднимаем и на землю опускаем.

Мы по кругу побежали, на хлопок – отыскали свой цветок.

Покружились, покружились и в букетик превратились!» (вальс цветов)

5 задание - Ребята, а полянка-то волшебная, на ней есть заколдованные картинки, попробуем их расколдовать. Поднесите картинку к губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щек так, чтобы картинка открылась.  Скажите, какой первый звук в названии вашей картинки? Все звуки, которые вы назвали, как называются? Правильно – согласные, а почему? Они не поются, не тянутся.

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, а какие бывают согласные? Твердые и мягкие, почему они так называются? А вот и следующее задание от деда Буквоеда:

17,18,19,20,21 слайды  – игра «4 - лишний» со звуками

7 задание – В сказочном дворце растет яблоня, а на ней волшебные яблоки, две девочки Таня и Тина не могут их поделить между собой, дед Буквоед предлагает им помочь. В корзинку Тане положите те яблоки, где в  названии картинки есть звук Т,а Тине  со звуком ТЬ. Теперь посмотрим,  правильно ли вы положили яблоки в корзинки.

8 задание – Вот, что дальше пишет дед Буквоед: «Много букв вы уж узнали, а читать вам предлагали?

Вот узнаю я сейчас, сможете вы эти слоги и слова прочитать?»

Логопед: Прочитайте слоги на карточках и придумайте слово с этим слогом. А теперь, внимание на экран. Читаем слова. 22,23,24 слайды – слова

9 задание - а вот и последнее задание:

· Прочитайте слова по первым звукам каждой картинки

· Что обозначают эти схемы?

· Придумайте слова по этим схемам (помощь возможна взрослых), т.к. это новый материал

Логопед: Мы выполнили  последнее задание, но буквы так и не появились (показ  25 слайда). Неужели обманул нас дед Буквоед? Проверю конверт. Ой, да там еще одно задание:

10 задание – Буквы  появятся, если вы прочтете стихи про них, я что-то не припомню стихов про буквы, может вы, ребята, знаете?

Дети читают стихи про буквы: - (звучит тихая, чуть слышная мелодия)

« На старом дереве дупло, ну совсем как буква О»              «Знает Вова, знает Света, А – похожа на ракету»

«У, как у зайчонка ушки, эти ушки на макушке»                      «На калитку посмотри! Чем она не буква -  И?»

«Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали»            «Дома букву П найдем, заглянув в дверной проем»

«Т – в антенну превратилась и на крыше очутилась»

Логопед: Вот и вернулись буквы (Показ 26  слайда).

Видно понравились деду Буквоеду ваши ответы.

Логопед –

«Много с буквами хлопот, уж такой они народ.

А когда с умом, толково их поставишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи, их 3 десятка с лишним.

Ведь для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам» (на экране буквы-человечки – показ27 слайда)

Итог занятия: Дед Буквоед  дарит вам эти книжки в знак благодарности за ваши знания и умения! Слушайте, читайте, пересказывайте, все это вам пригодится в школе!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год