Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей. Из опыта работы. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ермакова Нурия Насимовна | |||
24.01.2011 00:21 | |||
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Помочь в формировании такой личности может "Развивающее обучение". Активно используя в работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а .попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения. Изучив широко известные книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловского "Развивающие игры", Л.А.Венгера "Игры и упражнения по развитию умствен¬ных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А.Венгера, а также ряд других изданий, я поняла, что развивающие игры способны помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Учитывая все эти возможности, я создала в группе студию "Развивающее обучение". Прежде чем начать работу, провела диагностику развития у детей памяти, внимания, воображения, других мыслительных процессов. Предложенные детям тесты помогли разделить детей на подгруппы по уровню развития. Затем, опираясь на результаты диагностики, я составила перспективный план работы, где отразились следующие задачи:
Обучение рассчитано на четыре года, начиная со II младшей группы.
В д/играх "Что катится?", "Построим башню", "Найди такой же" и др. Сравнивая разнообразные предметы с образцами-эталонами, дети стали различать шесть цветов спектра, пять геометрических фигур, три градации величины (большой, средний, маленький). Играя с именами ("Круг имен", "Ласковое имя", "Передай по кругу" и т.д.) дети полюбили себя, свое имя, свое "я". Через игры на выражение эмоций ("Золотые капельки", "Король Боровик", "Солнышко и тучка" и т.д.), дети научились контролиро¬вать свои эмоции. Подражая звукосочетанию персонажей сказок (му-му, гав-гав, ква-ква и т.п.), дети стали четче произносить звуки. С возрастом задачи усложнились, усложнился и дидактический материал. В средней группе кроме прежних задач, добавила развитие представлений об окружающем мире и о себе, ориентировку в пространстве, развитие образной, ассоциативной памяти и внимания. Развитие представления об окружающем мире и о себе начала со знакомства с ближнего, самого себя, своей семьи (рассматривали семейные фотоальбомы, рассказывали о своих близких, их нравах, семейных традициях). В играх "Назови предмет", "Что за чем" и т.д., учились устанав¬ливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы. Очень понравились детям игры: "Что где?", "Лабиринт", "Найди клад", и т.п. Дети с удовольствием учились составлять план, ориенти¬роваться на местности и в помещении. Выполняя задания "Уникуб", "Собери квадрат", "Сложи узор" и др., учила детей последовательно составлять целое из частей. Большой интерес вызывали игры "Что было, есть и будет?", "Что изменилось?", "Что похоже на...?", "Я знаю". Дети по памяти создавали образ с помощью схемы, предлагаемой на образце. Тем самым, все больше развивалось внимание детей, активизировались мыслительные процессы. Рассказывая детям сказки -"Смоляной бычок", "Пых", "Заяц и лиса" и др., учила детей использовать элементы замещения персона¬жей при пересказе (кружки разного цвета и размера, полосочки и др. модели). Игровые упражнения: "Цепочка слов", "Съедобное-несъедобное", разного рода языколомки и скороговорки помогли мне научить детей видоизменять слова, выделять нужный звук в слове. Обыгрывая персонажей сказок дети научились выражать свои эмоции в мимике. Взрослели дети и усложнялись задачи. В старшей группе больше внимания уделяла развитию воображения, - как основы творческой деятельности, и формированию логического мышления. Основой всей работы остались развивающие игры, но варианты их стали сложнее, использовала больше игр на создание новых образов: "Волшебная мозаика", "Где чей дом?", "Наоборот", "Пазлы", "Составь из палочек". Рисование, аппликация, конструирование способствует активному развитию воображения. Дети после прочтения сказок "Красная Шапочка", "Снежная Королева", "Двенадцать месяцев" и т.д. лепили героев сказок из соленого теста, на следующем занятии оформляли свои фигурки цветной бумагой, аракалом, гуашью, природным материалом. Из конструктора "Лего", крупного строительного материала, кубиков, коробок строили жилище для своих героев (замок Снежной Королевы, домик Красной Шапочки и т.д). После прочтения произведений о природе (Тютчева, Пушкина, Я.Акима и др. поэтов) дети рисовали пейзажи нетрадиционными способами (по мокрому, на мятой бумаге, через тюль, палочками, листиками, перышками, пальчиками и т.п.), составляли картинки из природного материала и соленого теста, выполняли аппликацию из подручного материала (рваная бумага, фантики, вата, крупы и др.). Продолжала работу по укреплению эмоциональной сферы детей, с помощью упражнений психогимнастики "Разное настроение", "Хорошо в осеннем лесу", "Минутка шалости". Выразительность движений (имитация движений животных или явлений природы) развивается в таких играх: "Танцующие человечки", "Каждый спит", "Волны" и др. Предлагала детям этюды на выражение различных чувств: удовольствия, радости, горя, гнева и т.д. - "Злой и добрый", "Два клоуна", "Греемся на солнышке". Дети мимикой и жестами изображали как им тепло на солнышке, холодно под дождем, как они радуются, злятся и т.п. Готовила интересные задания в тетрадях "Подарок зайчику", "Елочка" и т.д, заштриховка моделей разными способами ( ; ; ), дорисовывание, обводка по точкам, клеткам. Это помогло мне развить у детей мелкую моторику рук, внимание, глазомер, ориенти¬ровку на листе, усидчивость. Совместно с детьми велась и работа с родителями. Провела консультации "Развивающие игры", "Кубики Никитина", "Сложи узор", "Пальчиковые игры". Родители присутствовали на всех открытых мероприятиях. Для них провела выставки работ детей. Совместно с детьми готовила подарки родителям к различным праздникам. Родители свободно посещали занятия в нашей студии, это помогло им глубже понять своих детей и познакомиться с различными развивающими играми. Свое мнение о работе нашей группы родители высказывали как в устной, так и в письменной форме. В конце каждого учебного года проводила диагностику детей для определения уровня развития. Тесты показали, что дети освоили конструктивные умения, научились ориентироваться в графических схемах, овладели пространственными отношениями, научились пересказывать произведения, пользуясь условными обозначениями. Хорошо владеют методами психогимнастики. Они стали более активными, любознательными, эрудированными, организованными. Автор: Ермакова Нурия Насимовна
Руководитель ДОУ Сахавова Галина Ивановна.
|