Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование опыта творческой деятельности разнообразными художественными техниками и материалами, способствующими развитию умений создавать выразительные сказочные образы детьми 5-6 лет.
ИЗО детям
Автор: Чумакова Татьяна Владимировна   
22.12.2014 18:41

Формирование опыта творческой деятельности разнообразными художественными техниками и материалами, способствующими развитию умений создавать выразительные сказочные образы детьми 5-6 лет.Формирование опыта творческой деятельности разнообразными художественными техниками и материалами, способствующими развитию умений создавать выразительные сказочные образы детьми 5-6 лет.

Цель: Разработать и апробировать технологию использования нетрадиционных техник и материалов в качестве обогащения выразительных сказочных образов.
Задачи работы:
1. Определить доступное содержание для развития эстетического восприятия детьми иллюстраций сказочного жанра; изобразительной деятельности по мотивам сказок.
2. Разработать и экспериментально проверить методику, направленную на создание выразительных сказочных образов детьми старшего дошкольного возраста.
3. Определить оптимальные педагогические условия создания детьми выразительного сказочного образа с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Технология включает в себя 3 этапа, выстроенных на следующих положениях:
1. О ведущей роли воображения в развитии художественного творчества дошкольников, необходимости его актуализации.
2. О необходимости обогащения представлений детей о многообразии изобразительного материала, стимулирования их интереса и активного освоения разных изобразительных техник и материалов для расширения образной выразительности в рисунках детей.
3. О необходимости в единстве развития художественного восприятия и изобразительной деятельности детей.
4. О необходимости сочетать фронтальные и индивидуальные занятия с целью обеспечения дифференцированного подхода к детям.

I этап. Подготовительный
Цель: Развивать интерес детей к нетрадиционным материалам и техникам, способам и приемам изображения как дополнительным средствам активизации воображения, дающим возможность создания образа по ассоциации; обогатить представления детей о разнообразных способах их применения художниками. Подвести детей к пониманию своеобразия создания художником сказочного образа в процессе восприятия «сказочной» иллюстрации.
Данное содержание реализовывалось в следующих методах, приемах и формах работы с детьми.
Для успешного выполнения работы и реализации целей проекта важным на этом этапе было обогащение развивающей среды.
Создание развивающей среды.
1. Внесение новых изобразительных материалов: тушь, ватные палочки, мелкие предметы, трубочки, нитки, мелки, печатки и т.п.
2. Внесение образцов работ, выполненных в нетрадиционных техниках.
3. Внесение дидактических игр.
1. Занятие «Чем и как работает художник - фантазер»
Цель: заинтересовать детей материалами, которыми работает художник, вызвать желание работать ими, использовать в собственной изобразительной деятельности.
Материал: образцы работ, выполненных в разнообразных техниках; трубочки, поролон, мокрая бумага, мятая бумага, нитки, тушь, акварель, кисти.
Ход занятия: Детям предлагается представить, что они попали в гости к художнику, в его мастерскую. Далее дети рассматривают материалы, которыми работает художник. Здесь воспитатель просит детей найти знакомые им материалы и сделать небольшой рисунок (это может быть цветок, дерево, бабочка и т.п.).
Воспитатель с детьми рассматривают рисунки художника и пробуют догадаться (узнать) чем и как художник сделал такое изображение.
Детям предлагается ряд вопросов:
- Нравится ли им рисовать?
- Может ли получиться рисунок, если рисовать не кисточкой и карандашом?
- Как и чем можно рисовать?
Здесь дети вместе с воспитателем экспериментируют с простыми материалами: рисуют пальцами, предметами, рисуют на половине листа (монотипия). Затем рассматривают полученные изображения, наполняя их конкретным содержанием по ассоциации.
В конце занятия воспитатель задает детям вопросы:
- Понравилось ли вам в гостях у художника?
- Хотели бы вы так рисовать?
и предлагает детям и в следующий раз поэкспериментировать с нетрадиционными материалами и техниками.

Для развития интереса детей к нетрадиционным техникам и материалам нами было проведено следующее занятие.
2. «Загадки художника» (Экспериментирование с нетрадиционными материалами).
Цель: способствовать развитию любознательности детей через знакомство с нетрадиционными техниками и материалами; создавать образ по ассоциации, наделяя содержанием оставленный материалом след, добавляя мелкие детали, рассматривая с разного положения на плоскости.
Материал: нитки, трубочки, гуашь, тушь, листы бумаги.
- «Что будет, если раскрасить нитки, выложить их на лист бумаги, накрыть другим листом и выдернуть? Давайте попробуем, что у нас получится?»
- «Что будет, если мы поставим каплю и подуем на нее из трубочки сильно-сильно? Давайте попробуем, что у нас получится? А теперь посмотрите внимательно на пятно, на что оно похоже? Дорисуйте!»
По итогам занятия организовывается выставка на тему «наши фантазии»
Известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наиболее интересным. Поэтому, для закрепления полученных знаний мы предложили детям дидактические игры.

3.Дидактические игры
1-ая группа игр.
Цель: закрепить полученные знания о нетрадиционных техниках и материалах; продолжать развивать интерес к ним.

Игра: «Что перепутал художник»
Материал: игровые поля, пустая карточка.
Ход игры: игровое поле разделено на 4 части, где на 3-х частях представлены простые изображения, выполненные в какой либо одной нетрадиционной технике (монотипия, «печатка», набрызг и др.), а на 4-ой части техника изображения отличается. Ребенку необходимо найти лишнюю часть и закрыть пустой карточкой.

Игра: «Представь, что ты художник»
Материал: игровые поля по количеству детей, на одной половине которых изображение, выполненное в какой-либо нетрадиционной технике (см. выше), а 2-ая половина чистая.
Ход игры: Ребенку необходимо определить, в какой технике выполнена половина изображения и, опираясь на свои знания, дорисовать вторую половину, применив ту технику, которую использовал художник.

Игра: «Помоги художнику»
Задача: Закреплять представления детей о инструментах и материалах, необходимых художнику для создания изображения в разных техниках.
Материал: игровые поля (типа лото), где даны изображения простых предметов, выполненные в разных изобразительных техниках; отдельные карточки, где представлены изобразительные материалы (краски, кисти, мелки, тушь, палочки, трубочки и т.д.)
Ход игры: Ребенку необходимо к каждому изображению подобрать карточку с изобразительным материалом.
2-ая группа игр.
Цель: развивать воображение детей.

Игра: «Загадка художника»
Материал: листы бумаги с произвольно нарисованными линиями, черточками, кружками и т.п.
Ход игры: Ребенку необходимо увидеть возможные связи между ними, соединить так, чтобы получился образ, дополнить его деталями.

Игра: «Фантастический образ»
Материал: изображения отдельных частей тела разных животных, предметов (например, голова верблюда, хобот слона, хвост поросенка, туловище коровы и т.п.)
Ход игры: Ребенку необходимо составить из отдельных частей тела фантастический образ, а затем описать его (внешний вид, функции, назначение).

Также на этом этапе значимой для нас была задача развития эстетического восприятия детьми сказочных иллюстраций, выделение ими основных художественных приемов, которыми пользуется художник, создавая декоративный образ.
Здесь мы использовали иллюстрации, в которых представлены разнообразные средства выразительности:
- Ю.Васнецов, сб. «50 поросят»;
- В.Конашевич, к ст. С.Маршака «Кораблик»;
- В.Конашевич, к ск. А.С.Пушкина «О спящей царевне и о семи богатырях»;
- В.Конашевич, к сб. С.Маршака «Плывет, плывет кораблик»;
- В.Конашевич, «Чудо-дерево»;
- П.Багина, «Иван Царевич и серый волк»
Работа проводилась как на занятиях, так и формах бесед с детьми.

4. Рассматривание сказочных иллюстраций.
Тема: «Как художник рисует сказочных животных»,
Цель: Подвести детей к пониманию того, что цвет является одним из средств выразительности «сказочного»
Детям предлагаются силуэты животных, которых надо превратить в сказочных только при помощи цвета. Здесь же педагог предлагает детям цветовые пятна различной формы.
Далее детям предлагались иллюстрации, где показано, как художник с помощью цвета превращает животных в сказочных.
При необходимости детям задавались вопросы:
- Как ты думаешь, это животное настоящее?
- Как художник показал «сказочность»?
- Посмотри, какого цвета коты?
- Что делает кот? Как ты догадался?
- Ему весело или грустно? Как художник это показал?

Тема: «Как художник рисует сказочные дома»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что декор является одним из средств выразительности «сказочного».
Дети совместно с педагогом рассматривают изображения сказочных домов. Педагог по необходимости задает детям наводящие вопросы:
- Посмотри на эти здания, они сказочные, почему ты так решил?
- Как художник показал нам, что дома сказочные? Какие цвета использует художник для украшения домов? Чем еще украшены сказочные дома? Какими узорами? Как художник рисовал волнистую (ломаную) линию?
- Чем еще можно украсить сказочный дом? Посмотри. Какие части дома украшает художник?
- Посмотри, какой формы могут быть сказочные окна? А крыши? А если бы художник рисовал обычный дом, какими бы он нарисовал крыши и окна?
- Как ты думаешь, из чего могут быть построены сказочные дома? Посмотри, как художник рисует сказочные дома? Из чего построен этот дом? Как художник показал, что дом из досок?

Тема: «Как художник рисует сказочные деревья»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что «олицетворение» является одним из средств выразительности «сказочного»
Дети совместно с педагогом рассматривают изображения сказочных деревьев. По необходимости детям задаются наводящие вопросы:
- Посмотри, эти деревья настоящие? Почему ты так решил? Что в них необычного?
- Как ты думаешь, какие из этих деревьев добрые, а какие злые? Почему ты так решил? Какие цвета использует художник, рисуя доброе дерево? А злое?
- Что необычного вешает художник на сказочное дерево? Что еще можно? Как ты думаешь, чтобы дерево было похоже на живое, что еще можно дорисовать?
- Какую часть дерева можно украсить, чем?
- Посмотри, какое небо над деревом? Оно сказочное? Почему? Может быть небо только желтым или красным?

Таким образом, в результате первого этапа у детей должны сложиться представления о многообразии техник и материалов; дети активно включаются в изучение возможностей техник и материалов. Дети приобретают опыт эстетического восприятия сказочных иллюстраций, выделяя основные средства выразительности, которыми пользуется художник, создавая декоративный образ.

II этап. Основной
Цель: Развивать умения активно применять, использовать разнообразные способы создания сказочного образа в рисунке по сказочной тематике.
На данном этапе был проведен цикл занятий, каждое из которых в большей степени акцентирует внимание ребенка на том или ином средстве применения материала в качестве ведущего средства, способствующего усилению образной выразительности (цвет, декор, разные изобразительные техники и материалы).
На протяжении всех занятий дети превращаются в художников-волшебников и «колдуют» на листе бумаги.
1. Занятие «Волшебные бабочки»
Цель: показать возможности декоративности как средства создания сказочной декоративности образа с использованием техники печати.
Материал: изображения бабочек, пластмассовые мисочки, краски, ватные палочки, мелкие предметы разной формы.
Ход занятия: Детям раздаются изображения бабочек. Воспитатель говорит, что бабочки некрасивые, они черные, потому что их заколдовал злой волшебник.
- Как можно расколдовать бабочек?
- Как сделать бабочек добрыми, сказочными?
- Как можно украсить бабочек?
После совместных размышлений с детьми, воспитатель предлагает начать расколдовывать бабочек. Педагог обращает внимание детей на отсутствие привычных кисточек и на присутствие дополнительных изобразительных материалов: палочки, мелкие предметы.
- А чем еще можно рисовать? (пальцами рук)
Затем дети приступают к выполнению задания. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают бабочек: получились ли они добрые и сказочные.
2. Занятие «В гости к Нептуну»
Цель: Показать детям возможности цвета и декоративности как средства создания сказочного образа с использованием смешанных техник (печать и фактура)
Материал: мыло, краски, кисти, бумага.
Ход занятия: педагог предлагает детям отправиться в гости к Нептуну, а по пути рисовать, что они увидят: пляж, море, морское дно. Воспитатель говорит, что рисовать они будут необычно. А чтобы море получилось сказочным, помощником у детей будет мыло.
Педагог предлагает детям ряд вопросов:
- Какого цвета море?
- Какое бывает море? Оно разное или всегда одинаковое? (спокойное, тихое, шторм, с волнами)
- Чем ближе к дну, вода светлее или темнее?
Каждый ребенок представляет «характер» моря, которое он будет изображать. Затем дети берут краску, смешивают ее с мылом и приступают к созданию моря, небольшого пляжа, дна. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают, получилось ли море сказочным, необычным; уточняют, что помогло им создать сказочный образ моря.

Продолжают нашу работу серия из трех занятий, посвященных заселению морского дна и пляжа «жителями».
3. Серия занятий «Морские жители»
1) Занятие «Крабы»
Цель: Показать детям возможности цвета и декоративности как средства сказочной выразительности образа с использованием техники печати от руки (палец, фаланги пальцев, ладошка)
Материал: готовое изображение моря (см. занятие №2); краски, вода, тряпочки, палочки, полоски картона.
Ход занятия: Педагог наводит детей на мысль о том, что в море есть тоже жители, некоторые из которых обитают на дне, другие в море, а третьи на суше.
- Кто знает, кто живет на суше? (Ответы детей)
Педагог рассказывает и показывает детям технику «печать пальцами», поясняя, что именно таким образом дети будут создавать крабов, а затем предлагает детям начать заселение суши. По ходу занятия педагог напоминает детям, что крабы могут прятаться в песке, за камнями; могут быть в воде около берега, а самое главное, что эти крабы «сказочные».
2) Занятие «Морской конек»
Цель: см. занятие «Крабы»
Материал: изображение моря (см. занятие «Крабы»), краски, вода, тряпочки.
Ход занятия: На занятии используется игровой прием. Дети продолжают заселять морское дно. Педагог рассказывает и показывает детям технику «печать фалангами пальцев», о последовательности выполнения. После этого дети заселяют моря морскими коньками, превращают их в сказочных.
3) Занятие «Золотая рыбка»
Цель: см. занятие «Крабы»
Материал: изображение моря (см. занятие «Морской конек»), краски, ванночки с водой, тряпочки.
Ход занятия: Дети завершают заселение подводного мира Нептуна.
Педагог читает детям отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Затем используется прием игры с рукой (дети рассматривают свою руку и пытаются увидеть в ней изображение (образ) рыбки). Далее детям рассказывается о технике печать от руки, о последовательности действий. Затем дети приступают к созданию туловища рыбки; дорисовывают хвостик, плавники и создают ,,сказочный,, образ золотой рыбки. В конце занятия дети выставляют свои работы, рассматривают, оценивают.
Перед четвертым занятием с детьми проводилась игра «Волшебный мир клякс»
Материал: вырезанные контуры цветовых пятен; дополнительные детали (нос, уши, глаза, усы, брови и т.п.)
Ход игры: Детей побуждали видеть сказочные образы в цветовых пятнах, дополняя их разными деталями (нос, уши, глаза и т.п.). Затем детей стимулировали самостоятельно создавать образы на основе клякс. Дети выдували тушь трубочкой и на основе пятна создавали сказочного героя.
Результаты представлены в Приложении Е.

4. Занятие «Водяной»
Цель: Продолжать учить детей создавать выразительные «сказочные» образы на основе пятна.
Материал: бумага, краски, тушь, тонкие кисти, трубочки.
Ход занятия: Педагог предлагает детям пофантазировать и придумать, вспомнив предыдущие занятия по теме «Морские жители», кто еще может жить в воде. Воспитатель предлагает детям вспомнить игру «Волшебный мир клякс» и на основе уже имеющихся у детей знаний создать свой морской «сказочный» образ, а затем показать его всем и рассказать, кто это.

Завершающим на этом этапе было занятие по теме «Чудо-юдо, рыба-кит», где дети применяют полученные ранее знания и умения по созданию выразительных «сказочных» образов на основе использования нетрадиционных техник и материалов.

5. Занятие «Чудо-юдо, рыба-кит»
Цель: Развивать умения детей использовать приемы олицетворения, особенности декоративности, применяя полученные знания и умения использования нетрадиционных техник и материалов, познакомить детей с новым способом изображения (соль).
Материал: Бумага, кисти, краски, тушь, трубочки, палочки, мелкие предметы, соль.
Ход занятия: На занятии дети вспоминают с воспитателем ранее рассмотренную иллюстрацию «Чудо-дерево». Затем детям предлагается нарисовать кита и превратить его в чудо-рыбу. Детям, которые рисуют акварелью, воспитатель предлагает посыпать изображение солью. Тем детям, кто самостоятельно затруднятся нарисовать кита, предлагаются шаблоны с его изображением.

III этап. Творческий
Цель:
1. Побуждать детей использовать в ситуации свободного выбора, самостоятельно отбирая разные художественные техники и материалы для создания выразительного сказочного образа.
2. Определить динамику повышения выразительности при создании сказочного образа посредством нетрадиционных техник и материалов.
Цель - определить эффективность использования нетрадиционных техник и материалов в качестве обогащения выразительных сказочных образов, подтвердилась ли поставленная нами гипотеза в начале исследования.
Для реализации данной цели детям было предложено выполнение коллективной работы на тему «Мы в подводном царстве»
Материал: листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, ватные палочки, разные формы, мыло, соль; аудиозапись «шумы моря».
Данная работа выполнялась в течение 2 занятия. Занятие проводилось в форме игры – путешествия в подводное царство. Дети погружались в представляемом подводном аппарате на морское дно, где могли видеть много интересного, нового, сказочного и необычного.
Затем превращались в волшебников-художников и на бумаге рисовали то, что они увидели в подводном мире «сказочного», используя любые, уже хорошо им знакомые нетрадиционные техники и материалы. На первом занятии дети создают морскую среду, а на втором заселяют подводный мир жителями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год