Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"
ИЗО детям
Автор: Рыскова Жанна Анатольевна   
18.02.2014 14:44

Статья: Детское творчество и его формирование в дошкольном возрастеДаже имея большую популярность среди педагогов, психологов и родителей, под пристальным вниманием ученых, детское творчество остается загадочным явлением. Принято считать, что воображение ребенка намного более богаче и разнообразнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще наполовину присутствует в реальном мире и живет в мире своих фантазий.

Данное представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало у некоторых ученых психологов. Однако, в 30-е годы Л.С.Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного жизненного опыта.  Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они не казались, основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые ребенок получил взаимодействуя с реальной жизнью.  Поэтому довольно несправедливо утверждать, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, просто дети по своему объясняет реальные вещи, которые взрослым кажутся нестандартными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, то многие дети теряются и отказываются это делать, а если соглашаются, то выполняют задачу традиционно и стереотипно. Только очень немногие дошкольники способны выполнить такое задание креативно.

 

Вот почему воображение ребенка нуждается в развитии, и наиболее чувствительный, сензитивный возраст для этого, согласно Л.С.Выготскому, это дошкольное детство.

До сих пор вопросы, касающиеся ранних этапов развития детского творчества, остаются без ответов.  Как только заходит речь об истоках творческой деятельности и творчества, психологи начинают противоречить друг другу.

На этот счет, в зарубежной психологии существуют различные точки зрения. Торренс считал, что творчество пробуждается в детях только к 5 годам, однако по данным Андрюса «пик творчества» у детей приходится на 3,5 — 4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка — это очень большой срок, поскольку он развивается быстро и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы. Другая позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказываются от детского творчества, называя его «пассивной фантазией».

Так что же происходит на самом деле? Когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе собственных представлений, мы можем наблюдать первые проявления воображения. Играя в магазин, ребенок представляет листья деревьев деньгами, а палочки или камушки — товаром. В данной ситуации ребенок, при помощи воображения заменяет реальные предметы на воображаемые, другие. Эти первые проявления воображения относятся к 2,5 — 3 годам, так как ребенок начинает действовать не в реальной ситуации, а воображаемой и возникает это прежде всего в игре. Именно играя ребенок формирует умение находить собственные оригинальные решения и ответы, способность действовать в плане образных представлений.

В воображении малышей полностью отсутствует предварительный замысел, планирование, которое можно наблюдать в сюжетно-ролевых играх появляется в 4-6 лет, а далее процессы воображения переходят во внутренний мир и постепенно теряют опору на реальную жизнь. Появляется возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми.  С самого начала нужно раскрыть перед детьми саму суть творческой деятельности: не следовать готовым шаблонам, штампам и образцам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления малыша об окружающем его мире.

Необходимо развивать интересы дошкольника. Первой линией развития в этом плане является постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем и вызывает познавательную активность ребенка.

Но накопление знаний- лишь предпосылка для развития творчества. Знания не должны быть бесполезным грузом. Нужно учить детей активно использовать эти знания в различных играх и на занятиях.

Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Это почва, на которой позднее вырастает профессионально развитое воображение художника, ученого, изобретателя, писателя. Не следует забывать, что это так же основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая прежде всего младший школьный возраст.

Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год