Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная программа курса «От умения к творчеству» (Тестопластика и пластилинография) для детей 4-5 лет
Поделки из соленого теста
Автор: Кизейкова Тамара Владимировна   
01.06.2015 10:49

Дополнительная программа курса «От умения к творчеству» (Тестопластика и пластилинография) для детей 4-5 летДополнительная программа курса «От умения к творчеству» (Тестопластика и пластилинография) для детей 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 2 Колпинского района Санкт – Петербурга (ГБДОУ детский сад № 2 Колпинского района СПб)

по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка».

Автор программы Т.В. Кизейкова – педагог дополнительного образования ГБДОУ д/с №2 Колпинского района Санкт-Петербурга

Скачать программу

Актуальность программы.

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте.
(Платон)

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Первичная инстинктивная потребность ребёнка в материально-пространственной организации его творческих образов проявляется в обработке пластического вещества, в делании из него материальных, объёмных вещей.

Лепка–занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Специфику лепки определяет материал.

«Весело вместе лепить из теста»

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Искусство лепки из солёного теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий (солёного, заварного, сдобного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Тесто доступный всем, дешёвый и лёгкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Приготовление теста:

«Традиционный рецепт» — для тех, кому привычнее отмерять муку и соль стаканами. Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

«Классический рецепт» — для тех, кто любит точные пропорции. Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

«Тяжелый» — для тяжелых и грубых фигурок. Смешать 200 г муки, 400 г соли и 125 мл воды.

«Рельефный» — для рельефных картин, изразцов и плиток. Смешать 200 г муки, 400 г соли и 2 EL Metylan (пищевого клея).

«Воздушный» — для воздушной сушки изделий. Смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 г воды и 2 EL Metylan.

«Нежный» — для тонких декоративных изделий и филигранной обработки. Взять 200 г муки, 200 г соли, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Сушка изделий из теста.

Определяемся с рецептом, соединяем компоненты и хорошо вымешиваем мягкое, эластичное тесто. Лучше тесто замесить покруче, т.к. в горячих детских ручках тесто разжижается. Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100-120 градусов. Это займет довольно много времени – 5-6 часов. Поделки и картины из цветного теста нужно сушить при температуре не выше 90-100 градусо. Сушка – процесс длительный, требующий внимания и контроля. Если поторопиться и пренебречь рекомендациями, поделки могут покрыться трещинами и подгореть. Хорошо высушенные изделия становятся лёгкими и звонкими.

Оформление изделий

Для придания цветовых эффектов поделкам из неокрашенного теста, в последний час сушки их можно покрыть смесью на выбор: из молока и воды, яичного желтка и воды, свекольного сока и воды, крепкого чая, сладкого сиропа. Если изделие хотят раскрасить красками, необходимо положить на них слой грунтовки. Для длительного хранения их можно покрыть прозрачным лаком. А ещё поделки из солёного теста можно оформлять бисером, бусинками, блестками, тканью, кружевом, пёрышками, листьями и лепестками цветов. Результат опровдает все труды и ожидания.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики

Скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, шпатель или пилочка для ногтей, вилка, чайная ложка, расчёска, зубочистки, трубочки для коктейля, колпачки от фломастеров, краски гуашевые и акриловые, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал и многое другое.

Лекала и шаблоны

Многие творческие работы предполагают умение человека пользоваться лекалами, шаблонами, трафаретами. Эти приспособления используют в тех случаях, когда нужно очень точно воспроизвести форму или многократно повторить её для получения фриза или другой композиции, основанной на повторении элементов. шаблоны можно сделать самостоятельно на основе художественных картинок (раскрасок, открыток и т.п.).

Шаблоны и трафареты можно изготовить из картона, кальки, мягкого пластика.

Пластилин

Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце — кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!

Кто в детстве не лепил из пластилина фантастических животных и любимых сказочных героев?! Современным детям повезло гораздо больше, чем нам в своё время. Товаров для лепки на прилавках магазинов сейчас так много, что глаза разбегаются.

Современный пластилин российских марок по своим характеристикам довольно похож на тот, что знаком нам со времён детства. Стоит он недорого, цветовая палитра достаточно богата (можно купить наборы, содержащие от 6 до 18 цветов), детали изделий из этого пластилина легко крепятся друг к другу. Несколько лет назад российские производители выпустили новый вид пластилина — восковой. Этот пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу. Благодаря этому и невысокой стоимости отечественного воскового пластилина он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается. Если пластилин гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка пластилина становится толще, увеличивается в объёме, а с другой становится тоньше.

Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Оказывается можно рисовать пластилином? Можно, а малышам даже очень нужно. Когда мы пальчиками размазываем пластилин по картону, бумаге или оргстеклу — мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику. И наши детские каляки-маляки готовят нашу руку к письму. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого достигается осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Хорошо использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушёному и неказистому листику. Для облегчения работы на первых занятиях можно пользоваться такой техникой, как трафаретная пластилинография. Эта техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям — своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получиться на отлично. Использование нетрадиционной техники придаёт детским работам необычность, декоративность, воспитывает интерес, будит фантазию. Одним из интересных приёмов является, использование пластилиновых «палочек», которые получаются при выдавливании мягкого пластилина из шприцов. Занятия пластилинографией способствуют развитию:

  • речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  • восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умения планировать свою работу и доводить её до конца;
  • интеграции различных образовательных сфер.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом. Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них). Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук. Рисуя пластилином, ребёнок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий идёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем – это стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается фантазия и творчество.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, сенсорикой, развитием мелкой моторики, экологическим воспитанием и др.). Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В лепке необходимо заинтересовать детей созданием объёмных (будто настоящих) фигурок и простых композиций; показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучить приёмам зрительного и тактильного обследования формы; научить различным приемам и способам соединения частей, моделирования формы, расписывания вылепленных изделий.

Аннотация на программу

Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май включительно.

Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» формирование эстетического отношения в изобразительной деятельности». Образовательная область «Художественное творчество». Рекомендовано Учёным Советом ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». Автор программы И.А. Лыкова.

Цель программы «От умения к творчеству»: – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина, теста, глины.

Задачи художественно-творческого развития детей в пластилинографии и тестопластике:

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество, развитие мелкой моторики.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в лепке.
  • Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах.
  • Учить детей самостоятельно находить приемы изображения, как в лепке, так и при интеграции лепки с художественным трудом, аппликацией и рисованием.
  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки (длинная шея жирафа, полосатая шубка зебры); передавать достаточно сложные движения.
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Организовывать студийную, коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.
  • Приобщать детей к основам дизайна.
  • Учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов.
  • Создать условия для сотрудничества родителей и детей (творческие встречи) и многоаспектного детского экспериментирования, где ребёнок может выступать как исследователь, самостоятельно воздействуя различными способами на материал с целью его познания.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждое новая работа базируется на уже изученном материале и включает в себя опыт знаний, умений и навыков, полученных ранее. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Используется основа для пластилинографии: картон, стекло, природные материалы. Основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки с камешками, мхом, песком, красивые срезы деревьев, ветки, текстиль и т.п.

Программой предусмотрены занятия с детьми, у которых исходные данные по лепке выше среднего уровня при выполнении работ из пластилина. Главная задача на первом этапе – разбудить интерес и внимание, заинтересовать детей, используя нетрадиционную технику лепки, облегчить вхождение детей в неведомое, удивительное и чудесное.

Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Дети за год обучения проходят длинный, но созидательный путь от раскатывания шариков – яблочек до работ, которые требуют сложных дизайнерских решений. Предлагаемые задания по лепке разнообразны по содержанию, разделены на тематические блоки. Количество занятий, входящих в тематический блок чётко не регламентируется. Все зависит от интереса детей к данной теме. Основным приёмом обучения является игра, которая способствует привлечению внимания детей, повышает интерес к лепке. Игровая ситуация развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств. Сказочные, игровые персонажи сопровождают детей на протяжении всего периода обучения лепке.

Ожидаемые результаты

К концу года дети 4-5 лет могут уметь:

  • скатывать пластичный материал прямыми движениями;
  • скатывать круговыми движениями;
  • расплющивать в лепешку;
  • соединять в виде кольца;
  • защипывать края формы;
  • лепить из нескольких частей;
  • видеть и отражать правильные пропорции;
  • осуществлять оттягивание части от основной формы;
  • сглаживать поверхность формы;
  • присоединять несколько частей;
  • примазывать;
  • вдавливать для получения полой формы;
  • использовать стеку и другие приспособления.

Нетрадиционная техника позволяет детям достигнуть следующих умений:

Творчески раскрывать образ, экспериментируя с художественными материалами;

Получать оригинальное объёмное изображение, не обладая, при этом, особенными умениями;

Декорировать форму различными способами;

Научиться видеть прекрасное и необычное в повседневном и непримечательном.

Для правильного планирования занятий на следующий год, целесообразно провести мониторинг.

Для оперативного диагностирования отобран ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности

  1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
  2. Передача формы:
  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция:

а) расположение фигур:

  • по всей доске;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

  • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

7. Цвет (лепка из окрашенного теста)

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступление от реальной окраски;
  • цвет предметов передан не верно;

б) — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

  • передан реальный цвет предметов;
  • оригинальность цветовой гаммы.

Анализ процесса деятельности

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

  • по частям
  • из целого куска
  • комбинированным способам

б) технические приемы

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

4. Творчество:

  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) — 3 балла, второй — 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

форма передана точно — 3 балла;

есть незначительные искажения — 2 балла;

искажения значительные, форма не удалась — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее — 15 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.

Календарно-тематическое планирование

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год