Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
Спорт, тренировки
Автор: Бойко Наталья Юрьевна   
21.04.2016 16:41

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО

Бойко Н.Ю., Шаровская Н.Д.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Тирасполя №17

Развитие системы дошкольного образования на основе альтернативной организации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Важность данной проблемы для практики и недостаточная разработанность способов индивидуализации физического воспитания обуславливают актуальность данной проблемы, заключающейся в разработке и реализации комплексных и альтернативных программ для каждой ступени образования предусмотренных Концепцией непрерывного физического воспитания ПМР.

 

Многие педагоги творчески подходят к организации физической культуры, придумывают интересные формы её проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ОДО полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – у детей отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой, наблюдается слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении подходов к физической культуре, пересмотру содержания, к использованию новых форм работы с детьми дошкольного возраста.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей — ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий. Проведение физкультурных занятий в нетрадиционной форме должно заслуживать большего внимания, это побуждает обратиться к использованию альтернативной физкультуры в практике работы организаций дошкольного образования.

Анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В. В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.). Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего — излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ОДО (В. И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).

Исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности (Е. Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.).

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

Необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ОДО, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников, однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ОДО, запросы конкретного педагога и ребенка.

Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

Если физическая культура — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма — физкультурные занятия.

Однако постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Выход из этой ситуации — использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ОДО. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога — непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата
  • формирование правильной осанки
  • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы

- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Основные условия:

  • воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В соответствии с основными положениями Концепции непрерывного физического воспитания, ГОС ДО Приднестровской Молдавской Республики при реализации образовательной области «Здоровье», при организации непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми по физической культуре — в каждой возрастной группе 2 раза в неделю проводятся занятия по физическому развитию в закрытом помещении, начиная с групп раннего возраста. 1 раз в неделю во всех возрастных группах проводится динамический час на прогулке. Итого 96 занятий в год в каждой возрастной группе. Все занятия проводятся в традиционной форме.

Для внедрения альтернативной физической культуры предлагается проводить в старшей и подготовительной группах детского сада 1 раз в неделю (32 занятия в учебный год) занятия по физической культуре по программе «Спорт-Данс-Беби – формула здоровья для дошкольников» согласно одному из выбранных педагогами разделов:

  • фитнес – данс (32 часа)
  • степ – данс (32 часа)
  • игровой стретчинг (32 часа)
  • фитбол – гимнастика (32 часа).

Альтернативная программа «Спорт Данс беби – формула здоровья для дошкольников» разработана творческой группой педагогов на базе ГОУ «ПГИРО», на основе комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., СПб: Детство-Пресс, 2008).

Программа имеет физкультурно — оздоровительную направленность и призвана способствовать повышению уровня физического развития дошкольников, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» — это система современных направлений детского фитнеса, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.

Концептуальный подход к реализации программы – оздоровление воспитанников, пропаганда здорового образа жизни.

Практическая новизна данной программы заключается в интеграции элементов современных видов фитнес технологий на базе основного модуля программы – инновационного вида спорта – чирлидинга. Чирлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интереса к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:

1. Оздоровительные:

1. 1. Содействие оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

1. 2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

1. 3. Содействие развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости, профилактике плоскостопия.

1. 4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

  1. 5. Способствование повышению физической работоспособности занимающихся и профилактике различных заболеваний.
  2. Образовательные:
  3. 1. Формирование у занимающихся знаний и общих представлений о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.
  4. 2. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащение двигательного опыта.
  5. 3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  6. 4. Формирование навыков выразительности, пластичности танцевальных движений.
  7. Воспитательные:
  8. 1. Воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  9. 2. Содействие формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
  10. 3. Способствование развитию воображения, мышления, познавательной активности.
  11. 4. Расширение кругозора в области физической культуры, способствование развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 2 года обучения.

Программа оснащена перспективным планированием по каждому вышеуказанному разделу и конспектами занятий, диагностическим инструментарием.

Литература

  1. Волошина Л. Н. Современная воспитательная система детского сада Текст] / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольников. –М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Кудрявцев Н.В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1
  3. ГОС ДО ПМР
  4. Проект основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГОС ДО.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год