Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Ермакова Светлана Николаевна | |||
05.02.2011 20:20 | |||
Подготовил: инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 68 Ермаковой Светланы Николаевны
Анализ исследований по вопросам оценки уровня физической подготовленности дошкольников Вавилова Е.Н., Ноткина Н.А. свидетельствует, что почти у 40% уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой двигательная активность за время пребывания дошкольников в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении, 60 % детей дошкольного возраста по данным И.А.Аршавского, Э.Н.Вайнера, И.И. Брехмана и др. обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирова-ния двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедичес¬ких и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Новизна методики заключается в использовании коррекционных мячей, способствующих развитию всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации. Цель – формирование правильной осанки, свода стопы и устойчивой потребности в регулярной физкультурно- оздоровительной деятельности на основе использования фитбол-мячей. Задачи: 1. Повышение эмоциональности, мотивации к занятиям физической культуре через использование фитбол-мячей. 2. Внедрение физкультурно-спортивных комплексов с использованием фитбол-мячей в систему физического воспитания. 3. Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений, силы, выносливости, подвижности и музыкальности. 4. Привитие интереса к играм с фитбол-мячом. В основу работы легли следующие принципы: Принцип индивидуального подхода: максимальное учитывание индивидуальных физических, психологических особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития. Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов. Принцип развивающего обучения: построение занятий от простого - к сложному. Принцип систематичности: регулярное, последовательное формирование у дошкольников знаний, умений и навыков двигательного поведения, согласно адекватных особенностей их развития в периоды младенчества, раннего и дошкольного возраста; Принцип наглядности: активизация зрительного анализаторов ребенка для формирования у ребенка представлений об осваиваемых движениях. Принцип деятельного подхода: активизация слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов ребенка для вовлечения в активную деятельность для формирования здоровьесберегающих компетенций. Для качественного проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста с использованием фитбол-мячей мы следуем методике обучения технике упражнений с фитбол-мячами, которая делится на 4 этапа: На первом этапе про¬цент упражнений с фитболами на протяжении всего занятия составляет 20—30%. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучать правильной посадке на фитболе. 3.Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). На первом этапе обращаем внимание, на то, чтобы структура занятий включала разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмиче¬ской гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражне¬ния в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц с фитболами и без них. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны. Второй этап включает упражнения в положении сидя на мяче, элементы стретчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном от¬ношении увеличивается до 60—70%. Основные задачи: 1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. 2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении пло-щади опоры (тренировка равновесия и координации). 3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. 4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. При выполнении упраж¬нений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе следим, чтобы дети имели постоянный контакт с поверхностью фитбола. Увеличиваем объем упражнений на фитбол-мяче. Начинаем изучать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями. На третьем этапе занятие строим по фронтальному способу организации. Основные задачи: 1. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фит¬бол-мячей в едином для всей группы темпе. 2. Научить выполнению упражнений на растягивание с исполь-зованием фитбола. Четвертый этап. Основная задача направлена на совершенствование качества выполнения упраж¬нений в равновесии. Занятия по физической культуре с фитбол-мячами можно проводить индивидуально или всей группой. Продолжительность занятия по времени составляет для детей 4-5 лет -25-30 минут, с детьми 6-7 лет -30-35 мин. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Приступая к занятию необходимо подобрать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч. Занятия с фитбол-мячами является классическим занятием по физической культуре со строгой трехчастной формой, с решением задач, имеющими общее и специальное воздействие на организм ребенка: Подготовительная часть (10-15% продолжительности всего занятия), где мы создаем положительный эмоциональный фон, психологическую установку, помогаем функционально подготовить орга-низм к предстоящей нагрузке, кроме того включаем упражнения способствующие формированию правильной осанки и правильной установке стоп. Это занятия-сказки. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает воображение у детей. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки педагогом. Особое внимание обращаем на эмоциональный фон, стараясь, чтобы занятие приносило детям радость, настраивало их на дальнейшую активную работу на занятии. В подготовительной части используем упражнения на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, прокатывание, поглаживание предметов), упражнения на перестроения, ориентировку в пространстве, на концентрацию и переключаемость внимания как слухового, так и зрительного. Основная часть (70-80% времени), где мы решаем задачи, направленные на развитие двига¬тельных навыков и умений, в ходьбе с мячом в руках; в беге; в прыжках на месте и в движении на одной ноге, на двух, с зажатым мячом между ног; ползание; в равновесии. Формируем физические качества – координацию, ловкость, силу, быстроту, выносливость. Корригируем имеющиеся деформации опорно-двигательного аппа¬рата. Воспитываем волю, решительность, дисциплинированность, активность (включаем выполнение специальных корригирующих упражнений индивидуально в течение 5 мин.). Упражнения в основной части занятии выполняем фронтально, поточно, подгруппами, в разных исходных положениях: 1. Положение, стоя с мячом: * мяч в опущенных руках; * мяч перед грудью в вытянутых руках; * мяч перед грудью в согнутых руках; * мяч над головой в вытянутых руках; * мяч за головой; * мяч за головой в согнутых руках. 2. Положение приседа с мячом: I * присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; * присед с опорой руками на мяч, колени вместе. 3. Положение, сидя на мяче: * сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положения¬ми рук - руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.; * ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д. 4. Положение, сидя на полу: * руки в упоре сзади, мяч между ног; * руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; * сидя на полу, мяч перед собой на коленях; * сидя на полу, мяч за спиной; * сидя на полу, мяч поднят над головой; * сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова, при¬жата к мячу. 5. Положение, стоя на коленях: * с опорой руками на мяч; * с упором руками на мяч сбоку; * положение сед на пятки, руки в опоре на мяч; * положение сед на пятки, мяч сбоку. 6. Лежа на полу: * лежа на спине, вытянутые ноги на мяч, таз опущен; * лежа на спине, мяч удерживается стопами или коленями; * лежа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе; * лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой; * лежа на животе, мяч удерживается стопами; * лежа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами; * лежа на животе, мяч в вытянутых руках; * лежа на боку, ноги, на мяче; * лежа на боку, мяч в вытянутых руках; * лежа на боку, мяч удерживается стопами. 7. Лежа на мяче: * на животе в упоре ногами в пол, руки свободны; * на передней поверхности бедер в упоре руками в пол, ноги свободны; * на груди с упором ладонями и стопами в пол; * на спине в упоре на стопах, руки за головой; * на боку в упоре на стопах, руки на мяче. В основной части занятия используем упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклон, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Особое внимание на занятии необходимо уделять упражнениям на развитие дыхания, которые проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на мяче. Дыхательную гимнастику необходимо проводить в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с пузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Во время проведения занятия обязателен контроль за физическим состоянием детей, при необходимости снижать нагрузку или даже прекратить на время занятие. Нельзя не отметить и то, что мяч по своим свойствам многофункционален, может быть использован на занятие как: Тренажер (для развития силы рук, ног (зажимы мяча), для развития координации); Опора (в положении сидя на мяче, в различных исходных положениях лежа). Предмет (для общеразвивающих упражнений в различных исходных положениях; для формирования основных видов движения (броски, ловля, ведение и др.)). Массажер (при выполнении упражнений в парах, один партнер на другом выполняет массажные движения в и.п. лежа) Отягощение (в руках, ногах, для укрепления различных мышечных групп, формированию и коррекции фигуры). Заключительная часть (10-15% времени) направленная на постепенное снижение функциональ¬ной активности организма, включаем игры и упражнения с мячами и без, на восста¬новление дыхания, самомассаж и упражнения на расслабление под музыку. Данная методика была апробирована в течение 2007-2009 гг. на детях 5-7 лет на занятиях по физической культуре, корригирующей гимнастике, на утренней гигиенической гимнастике, индивидуальных занятиях, в самостоятельной двигательной деятельности, в рамках дополнительных образовательных услугах (кружок по ритмической гимнастике). Результатом работы явилась положительная динамика двигательного развития дошкольников и укрепление опорно-двигательного аппарата: физического развития детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень в 2007-2008 уч. г. - на 23% , в 2008-2009 уч.г. на 28 % ; в 2009-2010 уч. г на 32% . силовой выносливости мышц спины: на начало занятий с детьми посещающих кружок по корригирующей гимнастике в сентябре 2007 г. с тестовым заданием справлялись 30 % детей, а в мае 2009 г. норму выполнило 77% детей; воспитанники ДОУ, принимая участие в городском конкурсе «Аэробика - королева спорта- 2009», используя музыкально-ритмическую композицию с фитбол-мячами стали победителями. Управление образования администрации г. Белгорода 2011
|