Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»
Театральные занятия
Автор: Наталья Курбесова   
13.03.2015 09:21

Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»

Цель:

Познакомить детей с понятиями «выразительность» и «изобразительность» в произведениях искусства, рассказать об их особенностях;

Задачи:

  1. Уточнить, что такое настроение человека, рассказать о его изменчивости, ярком проявлении у людей в выражении лица, походке, движениях, интонации.
  2. Показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях, театральных формах;
  3. Учить детей воспринимать и называть настроение музыкальных произведений различного характера, сравнивать их, выкладывать пиктограммы, подбирать соответствующие рисунки;
  4. Учить импровизировать в плясках, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Здороваются. Музыкальный руководитель сообщает, что сегодня они попали в волшебный «Зал настроений».

Звучит музыка. На домике с ширмой появляется Петрушка (кукла би-ба-бо).

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Заходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Дети приветствуют Петрушку.

Педагог: Какое у тебя замечательное настроение, Петрушка!

Петрушка: А откуда вы узнали про мое радостное настроение?

Педагог: Да это же чувствуется по твоему голосу (предлагает всем детям перечислить интонационные особенности голоса, подчеркивающие радость: голос звучит громко, звонко, призывно, темп речи быстрый).

Петрушка: Человек находится в определенном состоянии. Это и есть его настроение.

Вопросы для общения:

  • настроение всегда бывает радостным? (нет).
  • каким еще может быть настроение? (грустным, печальным, спокойным, задумчивым, мечтательным).
  • как можно определить настроение человека? (по выражению лица, глаз, губ, бровей, т.е. по мимике).
  • что еще может рассказать о настроении человека? (его походка, движения, интонация голоса).

Петрушка: Я вас встретил и приветил,
Но пора мне уходить.
И хочу я вам, ребята,
«Чемоданчик настроений» подарить.

Он вам сегодня пригодится. Счастливо! (все прощаются).

Педагог: Ну что, друзья, заглянем в «чемоданчик настроений»?

Вопросы для общения:

- посмотрите, что это? (показывает маски).

- для чего надевают маски? (чтобы повеселиться, поиграть в кого-то позабавить, рассмешить друг друга).

- какое настроение выражают эти маски? (грустное и веселое).

- в какой маске можно изображать радостное настроение, а в какой

грустное?

Педагог (показывает театральные маски): Это театральные маски. Они появились очень давно. Люди всегда изображали всякие сцены из жизни, но древние греки построили первые театры. Люди могли приходить в них и смотреть пьесы. На актерах были хмурые маски, если они играли трагедию (печальную пьесу), и улыбающиеся маски, если они играли комедию (веселую пьесу). С тех пор обе эти маски стали театральной эмблемой (показывает театральную эмблему).

А сейчас я предлагаю поиграть.

Достает из «сундучка настроений» игровой материал.

Музыкально-дидактическая игра «Маска, я тебя знаю»

Цель:

Слушать музыкальные произведения, определять их характер, настроение.

Игровой материал:

Карточки (по числу играющих). На одной половине карточки изображена печальная маска, на другой половине – радостная; фишки.

Методика проведения:

Детям раздается по карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения ( «Веселая. Грустная» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского). Дети называют музыкальное произведение, определяют его характер, настроение. Если музыка веселая, энергичная, бодрая, то ребенок выкладывает фишкой ту половину карточки, на которой изображена радостная маска. Если музыка грустная, неторопливая, спокойная, то фишкой закрывается печальная маска.

Педагог: Вы правильно определили настроение.

Вопросы для общения:

- а что вам помогло? (музыка).

- значит, музыка может выражать настроение? (может).

- как? (звуками, музыкальной интонацией).

- что напоминает музыкальная интонация? (интонацию голоса).

- можно сказать, что музыка рассказывает? (может). Музыка очень выразительная.

- что музыка может выразить? (чувства человека, его переживания то, что его волнует).

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, педагог сам дает развернутый ответ.

Педагог: А сейчас еще одна игра (достает игровой материал из «сундучка настроений).

Музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик»

Цель:

Обучать азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, мимике.

Методика проведения:

Дети получают конверты с одинаковым содержимым: недорисованное лицо и его отсутствующие мелкие детали: рот, брови, глаза, губы (в форме различных геометрических фигур). Прослушав музыку, дети должны «собрать лицо» (выложить пиктограмму), выражение которого отражает характер музыки. А затем изобразить это лицо.

Вопросы для общения:

- может ли настроение человека подняться? (может).

- почему? (потому что человек умеет переживать, чувствовать).

- почему меняется настроение? (оно может зависеть от событий которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий).

- нужно ли человеку уметь управлять своим настроением? (обятельно нужно).

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку»

(достает игровой материал из «сундучка настроений»)

Цель:

Развивать умение различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с образами и явлениями действительности.

Игровой материал:

Две картины. На одной изображен зимний лес, как бы уснувший в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На второй – тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру изображения: по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.

Методика проведения:

Исполняется музыкальная пьеса ( «Сани с колокольчиками» В. Агофонникова). Детям показываются обе картины и предлагается выбрать ту, которая больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картина с изображением мчащейся тройки больше соответствует прозвучавшему произведению.

Педагог: А теперь давайте попробуем движениями изобразить настроение, характер музыки.

Упражнение на развитие восприятия характера и содержания музыки

«Танцы-превращения»

Цель:

Учить импровизировать в танцах, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу.

Игровой материал:

Ленточки, шарфы, веера, гимнастические палки, цветы, мячи.

Методика проведения:

Дети слушают музыкальные произведения ( «Вальс» А. Дюрана, «Мотылек» С. Майкапакра, «Баба Яга» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Военный марш» Г. Свиридова),

определяют настроение, рассказывают что или кого они в ней услышали и представили. После повторного прослушивания изображают услышенный образ в движениях под музыку. Для более выразительной передачи образа предложить детям выбрать атрибуты.

Педагог хвалит детей за их творческую, актерскую инициативу и фантазию в изображении того или иного образа.

Педагог: Сегодня вы узнали, что лицо человека (жесты, походка, движения) всегда выразительно. Оно передает настроение, которое могут передавать произведения искусства.

В группе вы тоже можете поиграть в игру «Угадай настроение».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год