Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
Театральные занятия
Автор: Пронина Альбина Альбертовна   
04.08.2015 20:28

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»

Пронина Альбина Альбертовна Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 20» Тюменская область Город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ключевые слова: развитие коммуникативных умений, театрализованная деятельность, общение, взаимодействие.

На сегодняшний день наиболее актуально развитие коммуникативной компетентности – это главный показатель развитие личностных качеств дошкольника. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов); проявлять доброжелательность к партёрам по общению; умение общаться для планирования совместных действий (1, с.3).

 

В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям (2, с.20).

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней

между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками, что способствует развитию коммуникативных умений (3, с. 29).

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности.

Предмет исследования: виды, формы организации театрализованной деятельности, обеспечивающие развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:

  • будет создана предметно-развивающая среда, побуждающая формированию у дошкольников коммуникативных умений
  • различные виды театрализованной деятельности будут планироваться регулярно и систематически
  • будут учитываться индивидуальные особенности детей, обладающих разным уровнем коммуникативных умений
  • будет организовано взаимодействие с семьей по проблеме организации театрализованной деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Необходимое условие успешной работы с детьми – это создание игровой среды для театрализованной деятельности, поэтому был оборудован театральный уголок для различных игровых позиций. Разработано тематическое планирование, которое включает в себя 6 основных блоков: основы театральной культуры; основы актёрского мастерства, основы кукольного театра; основные принципы драматизации; игры-спектакли; театрализованные представления. (4, с.5). Приёмы педагогического руководства театрализованными играми мы использовали рекомендации М.Д. Маханёвой. (5, с.11). На первом этапе знакомили детей с текстом произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекала их в несложный анализ содержания, что помогало детей подводить к осознанию мотивов, поступков персонажей.

На втором этапе целью являлось развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды упражнения, игры.

В процессе разучивания ролей маленькие «артисты» проигрывали сказку, используя теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. На заключительном этапе театральное представление: постановка спектаклей, кукольных театров для родителей, для педагогов, а частыми нашими зрителями являются воспитание младших групп.

В основу реализации данной работы был положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Непринужденная форма общения через театрализованную деятельность оказалась наиболее результативной, в общении дети стали раскрепощенее, увереннее, не бояться ошибок, свободно высказываются.

В своей работе мы планировали мероприятия с родителями, привлекая к организации развивающего общения в семье, через различные виды совместной деятельности с детьми.

Определились качественные изменения в развитие коммуникативных умений у воспитанников. На сегодняшний день интерес детей к театральному творчеству значительно повысился. Об этом можно судить по тому, как воспитанники с удовольствием разыгрывают знакомые произведения с помощью разных видов театра, в которых присутствуют ролевые диалоги, используют в передаче образа выразительные средства.

Проделанный анализ позволил мне сделать вывод, что в процессе организации театрализованной деятельности и подготовке к ней — между воспитанниками складывались отношения сотрудничества, они стремились к общению со сверстниками, дети по-настоящему чувствовали себя равными, свободными, раскованными, что способствовала развитию коммуникативных умений.

Библиографический список

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Издательство: Книголюб, 2006 – 36 с.
  2. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
  3. Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.
  4. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — Издательство: Абакан, 2004 -184 с.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год