Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
Театральные занятия
Автор: Петущенко Елена Станиславовна   
07.11.2017 00:18

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)

Петущенко Елена Станиславовна МБДОУ детский сад №76 г. Белгорода

Одним из основных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте является обогащение его социально-коммуникативного опыта. Эффективным средством социализации, развития эмоциональной выразительности речи, творчества, любознательности дошкольников традиционно считается детская театрализованная деятельность.

Программа «Детство», построена в соответствии с ФГТОС определяет основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как: любознательность, активность, инициативный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в театрализованной деятельности. Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в которых наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учись играя.

 

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников. Театрально-игровая деятельность позволяет решить вопросы развития личности: активизация словаря, развития монологической и диалогической речи, умение организовать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность автор начала с создания предметно-пространственной среды. В группе был создан «Уголок уединения», где ребенок мог побыть один, справится со своими эмоциями. Рядом с уголком уединения был создан «Уголок эмоций». В нем расположено большое зеркало, дневник настроения, в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя свое настроение в разное время пребывания в детском саду, многофункциональное пособие «Кубик настроения». Его можно использовать для мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне кубика, «Чудо-мешочек», стороны которого отображают разные настроение. Для знакомства детей с эмоциями, автор использует пиктограммы, сигнальные карточки для обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев литературных произведений, событиям в жизни детей. Так же в группе создан «Уголок сказок». В нем есть небольшая переносная ширма, разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушек), различные игры по сказкам: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное состояние сюжета). В уголке стоит сказочный сундук, в котором хранятся детские маски, костюмы, шляпы и т. д. Из большого платка была сделана сказочница, которая приходит к детям на занятия и рассказывает сказки.

В своей работе автор использует следующие методы:

  • упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)
  • задания для речевой интонационной выразительности
  • игры- превращения, образные упражнения
  • упражнения на развитие детской пластики
  • ритмические минутки
  • пальчиковые игры
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы
  • театральные этюды
  • разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов
  • просмотр кукольных спектаклей.

Все эти методы используются как часть образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей, в режимных моментах. Итогом работы является постановки спектаклей, открытия занятия с элементами театрализованной деятельности.

Фрагмент образовательной деятельности:

Воспитатель одевает Сказочницу и говорит: Я вам рассказывала много сказок, а сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

- Какие сказки вы знаете? (дети называют сказки)

Сегодня мы сами станем сказочными героями. А вот какой сказки вы сейчас узнаете. Сказочница загадывает загадки героев сказки «Теремок». «Из какой сказки все эти герои?» для того, чтобы поиграть в сказку, нужно выполнить задания, которые приготовили нам герои.

Первая в теремок прибежала мышка-норушка. Она просит вас изобразить ее грустную, веселую, удивленную и т. д. Мышка выбирает ребенка, который лучше всего изображал мимикой и жестами и надевает на него шапочку Мышонка.

- Кто второй прибежал в теремок? (лягушка- квакушка)

Лягушка любит путешествовать. Поэтому она сейчас будет вам показывать, а вы должны догадаться, о чем она хочет вам рассказать. Проводится игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Лягушка выбирает ребенка и надевает шапочку лягушонка.

- Кто следующий прибежал в теремок? (зайчик-побегайчик). Зайка предлагает вам всем превратиться в маленьких зайчиков. Проводится пальчиковая игра «Зайка».

Встал зайчишка рано
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хрусть- хрусть, хрусть- хрусть… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)
Съел, свалился под куст

И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (с усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался (с усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался- долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу).

На лучшего зайку- ребенка надевается шапочка зайчишки- трусишки.

- Кто следующий прибежал в теремок? (лисичка- сестричка). Лисичка хитрая, хочет проверить, как красиво вы можете говорить. Дети произносят скороговорки.

- Рыжая лисичка облизала всем лица.

- Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

На ребенка надевается шапочка лисички.

- Кто следующий прибежал в теремок? (волчок- серый бочок). Волк сегодня был художником и нарисовал много лесных жителей, а зайки проказники разрезали его картинки. Вот он и пришел к нам за помощью. Игра «Разрезные картинки по сказкам».

- Кто следующий прибежал в теремок? (медведь косолапый). Проводится подвижная игра «У медведя во бору». Самому ловкому надевается шапочка медведя.

Вот и у нас собрались все герои сказки «Теремок». Остальные дети делают круг и изображают теремок, проговаривая слова. Драматизация сказки «Теремок».

По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.

- Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать. Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами:

Стоит в поле теремок, теремок,
Очень- очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!

В работе с родителями автор стремится достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей. Для родителей автор проводит консультации, дает советы и рекомендации. Подбирает интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

Таким образом, театрализованная деятельность — один из инструментов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Артемова А.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игра, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год