Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Суслова Татьяна Юрьевна   
24.01.2015 23:52

Управление общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

 Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи»

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»

 Воспитатель: Суслова Татьяна Юрьевна  г. Ртищево 2013

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделенны в тексте жирным шрифтом).

 Материалы к занятию: мультимедийный проектор; макет парохода; цветок с 12 лепестками; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера.

 Подготовка к НОД: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.

 Ход НОД:

Макет парохода накрыт тканью.

Игра «Путешествие на пароходе»

-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.

-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)

-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ...

 (Пароход)

Открыть макет парохода.

-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)

-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт!)

         Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1(Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).

-Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Посмотри и назови»

На столе карточки с изображением пейзажей: Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи.

-Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!

-Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминает степь? (Она напоминает тундру. Слайд 3 Так же, как и там, в степи нет деревьев)

-Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре? (Слишком долгая и суровая зима, вечная мерзлота)

-Но ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани.

-Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый, остался сырым. В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.

-На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань)

-В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5

-Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (Земля еще пропитана талой водой)

-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7

-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)

-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10   

-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.

-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12

-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Физкультминутка «Хомка – Хомячок» (выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)

Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

-Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)

-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.

-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?

Первый месяц весны – март. Март открывает  весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13

-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)

-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают) Слайд 14
-В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) Слайд 15

-В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет)
-В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. Слайд 16

-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)

-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка).
-Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)

-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники. Слайд 17

-Какие весенние цветы вы еще знаете? Слайд 18 (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)

-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т.д.) Слайд 19

-Ребята, а кто это?

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

(Скворец)

-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике) Слайд 20

-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой  и пухом.

-А какой последний месяц весны? (Май)
-Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Слайд 21-23

-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)

-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)

-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

- Ребята, у весны три долга, три завета:

1.Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.

2.Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.

3.Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.

-Путешествие наше подходит к концу и  нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы.  Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)

Итог занятия

-Какие новые слова вы сегодня узнали?

-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.

-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т.д.)? (Выслушать ответы всех детей)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год