Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Суслова Татьяна Юрьевна | |||
24.01.2015 23:52 | |||
Управление общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области» Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» Воспитатель: Суслова Татьяна Юрьевна г. Ртищево 2013 Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделенны в тексте жирным шрифтом). Материалы к занятию: мультимедийный проектор; макет парохода; цветок с 12 лепестками; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера. Подготовка к НОД: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый. Ход НОД: Макет парохода накрыт тканью. Игра «Путешествие на пароходе» -В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие. -Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете) -Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие: По волнам плывет отважно, (Пароход) Открыть макет парохода. -Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать) -Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт!) Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1(Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн). -Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть. Игра «Посмотри и назови» На столе карточки с изображением пейзажей: Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи. -Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы! -Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминает степь? (Она напоминает тундру. Слайд 3 Так же, как и там, в степи нет деревьев) -Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре? (Слишком долгая и суровая зима, вечная мерзлота) -Но ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани. -Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый, остался сырым. В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью. -На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань) -В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5 -Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (Земля еще пропитана талой водой) -Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7 -Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли. -Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные) -Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10 -Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу. -Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12 -Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности. Физкультминутка «Хомка – Хомячок» (выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами) Хомка – хомка, хомячок, -Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны) -Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки. -Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны? Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13 -За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется) -Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают) Слайд 14 -В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет) -О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега) -Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка). -Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники. Слайд 17 -Какие весенние цветы вы еще знаете? Слайд 18 (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.) -В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т.д.) Слайд 19 -Ребята, а кто это? Он прилетает каждый год (Скворец) -Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике) Слайд 20 -Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом. -А какой последний месяц весны? (Май) -Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда) -Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц) -Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. - Ребята, у весны три долга, три завета: 1.Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется. 2.Снег согнать, землю разбудить – забота апреля. 3.Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает. -Путешествие наше подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода) Итог занятия -Какие новые слова вы сегодня узнали? -О каких животных вы узнали во время нашего путешествия? -Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую. -А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т.д.)? (Выслушать ответы всех детей)
|