Конспект НОД по реализации ОО "Познание"(формирование целостной картины мира) "Весна. Встречаем птиц" |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Ирина Александровна Фомина | |||
29.03.2014 11:52 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» И зовут тебя все (солнце) · Глядит из-под снега Зеленый росток Он первый весенний студеный цветок (подснежник) 2. основная часть. Воспитатель :-К какому времени года подходят эти картинки? Дети :-Эти картинки подходят к времени года весна. Воспитатель :- Сколько месяцев длится весна, перечислите их ? Дети :- Весна длится 3 месяца. Воспитатель :-А как называется 1 месяц весны? Дети :-1 месяц весны март Воспитатель :- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему ? Дети :-Потому-что появляются проталины. Воспитатель :-Давайте вместе, прохлопаем это слово. Воспитатель :-А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей). Воспитатель :- В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности. Воспитатель :- А как называют 2 весенний месяц? Дети :- 2 весенний месяц называют апрель. Воспитатель :- Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым. Воспитатель:- А кто знает, почему снег становится ноздреватым? Воспитатель:- Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым. Воспитатель :-Давайте вместе, прохлопаем это слово. Воспитатель :- А кто знает, почему снег темнеет? Дети :- Снег темнеет, потому-что он грязный. Воспитатель :- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега) Воспитатель :- А почему этот месяц называют месяц «живой воды»? Дети: – Это месяц так называют, потому-что снег тает и превращается в воду. Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление? Дети :- Это называют ледоходом. Воспитатель :-Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной? Дети :- Первые весенние цветы, это подснежники. Воспитатель : - А кто знает, почему и их так назвали? Дети :- Потому-что они растут из-под снега Воспитатель :- Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация) Воспитатель :- А как называется 3 месяц весны ? Дети : - Май Воспитатель :- В народе его называют – «травень», «цветень». Воспитатель : - Как вы понимаете эти высказывания ? Дети :- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести. Воспитатель :- В мае уже снега нет , солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые. Воспитатель : - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания? 2.Основная часть. Воспитатель :- Кто это? Дети :- Это птицы. Воспитатель :- Почему их так называют ? Дети :- Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост. Воспитатель :- Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему? Дети :- Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные. Воспитатель :-А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей) Воспитатель :- Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны. Воспитатель :- Каких еще перелетных птиц вы знаете? Дети :-Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси. Воспитатель :- А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны? Дети :- Осенью у птиц нет корма , поэтому и улетают. Воспитатель :- А почему прилетают обратно? (мнения детей) Воспитатель :-Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину где они родились? Воспитатель :- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать? Воспитатель :- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. 3.ФИЗМИНУТКА. Воспитатель :-Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной? Дети :-Они вьют гнезда. Воспитатель :- А для чего птицы вьют и строят гнезда? Дети :-Для того чтобы выводить птенцов Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц? Воспитатель :- Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен? Дети : -Грач Воспитатель :–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(иллюстрация) Воспитатель :- Итак, на кого похож грач? Дети :-Грач похож на ворону. Воспитатель :- Чем питается грач весной? Дети :-Грач питается червяками, жуками, личинками. Воспитатель :- Где грач строит своё гнездо? Дети :- Грач строит своё гнездо на верхушке дерева Воспитатель :-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»? Воспитатель :-Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен? Дети :- На картинке изображена ласточка. Воспитатель :-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке. Воспитатель :- Выберите 3 картинку. Дети : -Это скворец. Воспитатель :-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца. Воспитатель :-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц? Дети :- У него длинные ноги, клюв, шея. Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? Дети :- Это кукушка. Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Воспитатель :- А что общего у всех этих птиц ? Дети :-Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище Воспитатель :-А что они умеют делать ? Дети :-Кричать, щебетать, порхать, кружить Воспитатель :-Но все эти птицы не умеют плавать. Воспитатель :-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать , назовите мне их. Дети :- Лебедь, дикие гуси и утки. Воспитатель :-Рассмотрите их, что у них общего? Дети :-Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище Воспитатель :- А почему они от нас улетают осенью? Дети :-Потому что реки и озера замерзают, нет корма. 4. “Назови ласково”. Воспитатель:- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Длинный хвост – длинненький хвостик Черная голова - уютное гнездо – Белый пух - красивая птица – Галстук на шее - пестрое крыло - 5.Итог: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - Что интересного вы узнали о перелетных птицах? - Почему их так называют? - Что интересного мы узнали о кукушке?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
|