Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка». |
Викторины | |
Автор: Менщикова Марина Александровна | |
01.07.2019 20:03 | |
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка». Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками. Задачи:
Материал и оборудование:
иллюстрации к знакомым русским народным сказкам; «волшебный сундучок» с предметами: яйцо, бобы, короб, деревянные ложки; игрушечный человечек, игрушки: петух, кот, лиса; иллюстрации к сказке «Жихарка»; картинки с изображением печи, обеда в деревенской семье; зонтик с ленточками для игры «Карусель»; модели (кружки разных цветов) для моделирования сказки «Жихарка». Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию; рассматривание книг, иллюстраций к русским народным сказкам; просмотр мультфильмов по русским народным сказкам. Ход НОД. I. Вводная часть Введение в тему. – Ребята, вы любите сказки? Все на свете дети очень любят сказки, Все на свете дети сказки очень ждут, Если очень любишь, если очень веришь, Сказки станут былью, в гости к нам придут! – Чем сказки отличаются от других жанров (рассказов, стихотворений)? – Как называются сказки, которые написал народ? – Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных). – Давайте посмотрим, как вы знаете русские народные сказки, проведем викторину «В мире сказок». II. Основная часть Литературная викторина по сказкам. Загадки. Он от бабушки ушёл, (Колобок) Удивительный народ! (Репка) Миша по лесу идёт, Несговорчивого Мишу (Маша и медведь) У Алёнушки – сестрицы (Гуси – лебеди) Круглый, тонкий, плетённый ( «Пузырь, Соломинка и Лапоть»). Дидактическая игра «Узнай сказку». – Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок. Вы должны узнать сказку и выбрать иллюстрацию к этой сказке. (Зачитываются отрывки из сказок «Теремок», «Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»). – А сейчас я вас хочу прокатить на сказочной карусели. Эй! Кого на праздничной неделе – Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно. Подвижная игра «Карусель» Еле – еле, еле – еле, Тише, тише, не спешите, Игру можно провести 2 – 3 раза. Дидактическая игра «Волшебный сундучок». – Есть у меня сундучок с предметами из сказок. Вам надо узнать в каких сказках встречались эти предметы. (В сундучке лежат бобы из сказки «Петушок и бобовое зернышко», яйцо из сказки «Курочка ряба», скалка из сказки «Лисичка со скалочкой», деревянные ложки. Последними воспитатель достает деревянные ложки). – Что это? Из какой сказки ложки? – Я кажется догадалась, эти ложки из сказки «Жихарка». – Хотите познакомиться с этой сказкой? – Тогда садитесь поудобнее, слушайте. Сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Жихарка» (Показывает игрушечного человечка). Первичное знакомство со сказкой. Воспитатель рассказывает детям сказку «Жихарка», сопровождая рассказ показом игрушек. Работа над языком и содержанием сказки. После ответов детей, воспитатель выставляет соответствующую эпизоду иллюстрацию. – Понравилась сказка? – Как называется сказка? – Какие звери поселились в избушке? – Кто такой Жихарка? – Что делали кот, да петух? (На охоту ходили). – А что делал Жихарка? (Домовничал). Что значит домовничал? (Находился дома, присматривал за хозяйством пока кота и петуха не было, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал). – Как Жихарка приговаривал, раскладывая ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая – никому ее не отдам», по необходимости помогает воспитатель). – Ребята, как вы думаете, у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе? (Дети отвечают). – Как правило, все члены семьи в деревенской избе ели из общего котелка (чугунка), по очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке. (Показ сюжетной картинки с изображением обеда в старинной деревенской избе). – Что однажды случилось, когда кот и петух ушли на охоту? (В избушку вошла лиса). – Где спрятался Жихарка от лисы? (Под печкой). – В какой ещё сказке детей спасла печка? (Гуси-лебеди). – Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду. (Показ картинки с изображением русской печи). – Что приговаривала Лисичка, когда перебирала ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая это Жихаркина – эту я себе возьму»). – Почему лиса нашла Жихарку? – Куда она его утащила? – Какая была лиса добрая или злая? – Что Жихарка сделал с лисой? (В печку толкнул). – Лиса в печке сжарилась. А Жихарка домой вернулся, и стали кот, петух и Жихарка в избушке жить, поживать. –Какой Жихарка в сказке? Расскажите о нём. (Веселый, хитрый, непослушный, маленький). – Покажем, какой он… (Проводится физкультурная минутка). Физкультурная минутка. Жихарка наш молодец, – Скажите еще раз, как называется сказка? – Посмотрите на иллюстрации другой сказки «Кот, петух и лиса» и скажите, чем похожи эти две сказки? – Чем отличаются эти сказки? В заключении воспитатель еще раз рассказывает концовки этих сказок. – Обе сказки заканчиваются счастливым концом. Моделирование сказки. – Сейчас я расскажу сказку «Жихарка» еще раз, используя модели. – Обозначим кружками разного цвета героев сказки: лису – оранжевым, петуха – красным, кота – серым, Жихарку – белым. Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ моделированием. III. Заключительная часть Рефлексия. – Что мы сегодня делали? – Каким было ваше настроение? – Почему? – Что вам больше понравилось?
|