Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние сказки на формирование личности ребенка.
Воспитание
Автор: Солопова Наталья Александровна   
17.02.2016 10:31

Влияние сказки на формирование личности ребенкаВлияние сказки на формирование личности ребенка

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.

Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.

 

В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.

Осипова А.А. в своём учебном пособии "общая психокоррекция" предлагает следующую классификацию сказок:

  1. Авторские сказки
  2. Народные сказки
  • Бытовые (пример- "Лиса и журавль")
  • Сказки-загадки (на сообразительность)
  • Сказки-басни (содержат ситуацию и объясняющую ей мораль)
  • Притчи
  • Сказки о животных
  • Мифологические сюжеты
  • Волшебные сказки, сказки с превращениями

Сказка несёт в себе следующие функции:

  • Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;
  • Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
  • Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
  • Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;
  • Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;
  • Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
  • Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.

Осипова А.А. полагает, что привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий; логичность и естественность сказочных событий, благодаря чему ребенок легко усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;
  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
  3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.

Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий;

4. Интересность, необычность сюжетных поворотов, что помогает детям активно воспринимать и усваивать содержащуюся в сказках информацию

В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и

обучающем процессах:

  • Чтение сказок с последующим анализом сюжета;
  • Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т.д.;
  • Обыгрывание сюжета сказки;
  • Творческая работа со сказкой- переписывание, дописывание, изменение сюжета сказки;
  • Сочинение собственной сказки

С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.

Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.

Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило

оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т.е отношение к

герою и определяет его оценку ребёнком.

В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная

оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции. Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.

Источники:

  • Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — 6-е изд.. перераб. и доп. -М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -М.: Сфера, 2002.
  • Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. –– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год