Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
Воспитание
Автор: Черных Наталья   
13.03.2016 07:49

«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»

Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г.

Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Помимо внешних отличий, существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, разграничения в поведении и психологических характеристиках индивидов. Эти отличительные черты между полами, безусловно являются ценностью человечества как вида и необходимы для реализации самой важной функции, ради которой мы пришли в этот мир – продолжить жизнь в наших детях. Детский возраст является сензитивным периодом для формирования этих убеждений.

 

В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в некоторых аспектах даже их замена: мужчины приобрели женские особенности, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эволюция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для восстановления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу.

Необходимо уже в детском саду внедрять и использовать различные способы для формирования «правильных» полоролевых представлений. Одним из способов решения такой задачи, является сюжетно-ролевая игра.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [66]

Т. А. Думитрашку, анализируя психолого-педагогическую литературу, делает вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность». [27]

Е. О. Смирнова акцентирует наше внимание на том, что возраст 4-5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [63]

Также Д. Б. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». [36]

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе. [52]

Как говорит Н.Я. Михайленко, игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [48. ].

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей таких как: Л. В. Градусовой, А.Т. Коркки, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, О.М. Гостюхиной, показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. [25]

Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. [79]

От содержания игры Д. Б. Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры [79].

Как указывал Д. Б. Эльконин, структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры включает следующие компоненты:

  1. Роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя.
  2. Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки).
  3. Игровые действия; т. к. ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. [80]

Ещё Д. Б.Эльконин выделяет следующие уровни развития игровой деятельности:

  1. Уровень предметных действий. На данном уровне, происходит действие с предметами.
  2. Уровень функциональных ролей. Возможно соотношение действие реальному.
  3. Уровень межличностных отношений. Внешние социальные отношения.
  4. Уровень нравственных межличностных отношений. Уровень внутренних, моральных отношений. [80]

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. [22]

По мысли Л.С. Выготского в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их. [21]

Т.А. Репина полагает, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Формирование качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста происходит в игре, в которой создаются условия для изучения моделей реального мужского поведения и развития качеств мужественности. Именно поэтому игре должно уделяться больше внимания при организации работы с мальчиками и особенности организации таких игр должны быть методически разработаны [57].

Влияние игры на развитие произвольности ребёнка широко изучалось в отечественной психологии такими психологами как: Л.И. Божович, ЕА Бугрименко, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, З.В. Мануйленко, З.М. Истомина, Д.Б. Эльконин. Ими было доказано и показано, что игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной. [14]

Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра — удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко... Первые уроки жизни — здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [19].

По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет сюжетно–ролевая игра, которая является центром научного сотрудничества «Интерактив плюс» ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы. [78]

Исследования Л. А. Абрамяна, показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. [2]

Р.И. Жуковская, сделала вывод о необходимости проведения игр-занятий, которые стали бы важным этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. [28]

Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Он рассматривает игру как особый тип деятельности, отношение личности к окружающей действительности: «игра – это осмысленная деятельность, то есть, совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.». Единство мотива и цели в игровой деятельности – важнейшая характеристика. Мотивы игры, по мнению Рубинштейна, определяют её сущность и заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности, важных для ребёнка: «игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено.» [58]

По мнению психологов: Р.А. Иванковой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается в сюжетно-ролевой игре. [33]

Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [18]

По определению Я.Л. Коломинского, игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними. [40]

По мнению А. Н. Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). [44]

В исследованиях А. П. Усовой, показано что зарождение сюжетов относиться ещё к пред школьному возрасту, где сюжеты отрывочны, нелогичны и неустойчивы, но задают основу ролевой игры. В старшем возрасте развитие сюжета идёт от исполнения ролевых действий к ролям – образцам, где ребёнок пользуется не только игровыми атрибутами, но и разнообразными внутренними средствами изображения: мимикой, жестами, речью, действиями и отношениями. [69]

К. Гросс считал, что игра — это упражнения, определяемые инстинктами в целях их усовершенствования. Т.е., особые формы игры — особые формы инстинктов. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. [26]

Ф. Шиллер рассматривал игру как эстетический импульс.

К.В. Зворыгина установила, что игра, имеет структуру интеллектуальной деятельности и протекает по типу решения игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. Разработанный ею комплексный метод руководства формированием игры явился эффективным средством, обеспечивающим поэтапное развитие вое более обобщенных способов осуществления игровых действий у детей раннего и младшего дошкольного возраста. [31]

Д. И. Фельдштейн также указывает на ведущую роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. В ней развивающиеся чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности обогащаются, изменяются, становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, т. е. с общественной точки зрения; развиваются личностные механизмы поведения — контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. В игровой деятельности формируется система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, в которой общественные по содержанию мотивы деятельности (стремление сделать что-то полезное для других людей) приобретают значительно большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. [71]

Исследователь Коффка рассматривает игру, как другой мир ребенка. Все то, что относится к ребенку, — есть игровая действительность. То, что относится к взрослому, есть серьезная действительность. Одна и та же вещь в игре имеет один смысл, вне этого — другой смысл. В детском мире господствует логика желаний, логика удовлетворения влечения, а не реальная логика. В жизнь переносится иллюзорность игр. [42]

А.В. Запорожец считает игру первой доступной для дошкольников формой деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Т.е. в игровой деятельности осуществляется моторное развитие ребенка. [30]

Таким образом, согласно взглядов К. Гросса, Ф.Шиллера, Е. В. Зворыгина, А. П. Усовой — игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.

Содержание сюжетных игр в среднем дошкольном возрасте обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Источник литературы:

  1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. [Текст] /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.. [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1965. — №5.
  3. Волков, Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориептаций. [Текст] / Волков Г.Н. // Гсгарят. 2006. — №1. — С. 12-18.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.. [Текст] // Вопросы психологии. 1996. №6
  5. Выготский Л.С. Детская психология. [Текст] – Том 4, Москва 1984 –с. 224
  6. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. [Текст] / Л. В. Градусова:
  7. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. [Текст] // Киев, 1916.
  8. Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии.. [Текст] 1991.? № 1. С. 22, 27.
  9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1988. — №10.
  10. Запорожец, А.В.. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.. [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.
  11. Зворыгина, Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.. [Текст] // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
  12. И в а н к о в а. P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре. [Текст] // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научн. трудов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М., 1983. — С. I04-III.
  13. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании. [Текст]. / Д. В. Колесов. М.: Педагогика, 1986. — 60 с.
  14. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. "Народная асвета", 1999. — 340 с.
  15. Коффка К. Основы психического развития. [Текст] / А. Коффка. М.-Л., 1934. 230 с.
  16. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры.. [Текст] // Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.
  17. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2009. — 96 с.
  18. Нагель О.П., Репринцева Г.А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода. [Текст] // 2013 – №12 (2). – с.145-150.
  19. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 152 с.
  20. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубипштейи. -СПб.: Питер, 2005. -720 с.
  21. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной.. [Текст] //Вопросы психологии, 1996, №6.
  22. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека.. [Текст] / Сост. О.В. Сухомлипская. -М.: Педагогика, 1990. -288 с.
  23. Усова А.А. Обучение в детском саду. – М.:. [Текст] «просвещение», 1981.
  24. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе.. [Текст] М.: Педагогика, 2005 — с.568.
  25. Эриксои, Э. Детство и общество. [Текст] / Э.Эриксон. — СПб.: Лепато: ЛСТ, 1996. -592 с.
  26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001 — с.416
  27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] // Вопросы психологии 1971. №4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год