Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников
Воспитание
Автор: Полукарова Марина Викторовна   
22.04.2015 17:41

Особенности народной педагогики в воспитании дошкольниковОсобенности народной педагогики в воспитании дошкольников

М. В. Полукарова (педагог ГБОУ СОШ № 978 ЮАО г. Москвы)

Традиция является стержнем всей культуры, в основе которой лежит нравственность.

В русской традиции заключена народная мудрость, память предков, весь бесценный нравственный опыт народа, по нравственному воспитанию, передававшийся из поколения в поколение и дошедший до нашего времени.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры — были направлены в первую очередь на воспитание детей.

Причем как система воспитания традиция развивалась в соответствии с условиями жизни общества, так сравнивая и разбирая сказки видно, что многие из них менялись в зависимости от исторических условий. По мере изменений жизни общества, появлялись и новые сказочные сюжеты, которые отражали знания и представления об окружающем мире и отражали нравственные стороны развития народа.

Сказки, пословицы и поговорки формировали у детей основы нравственности, в них раскрывались нравственные нормы и базовые понятия морали, такие как: справедливость, совесть, сострадание, миролюбие, долг, честь и др.

В сказке добро всегда побеждало зло, герои жертвовали собой во имя людей и Родины. Многие сказочные сюжеты были посвящены и связаны с темами: труда, семьи (уважение и помощь родителям и младшим братьям и сестрам), друзьям, миру, Отчизне и т.д.

 

Кроме того, в живой образной и поэтической форме, у ребенка шло развитие речи, воображения.

Народные загадки — развивали наблюдательность, память и мышление. Уметь найти разгадку, подумать и дать правильный ответ, не так просто как кажется на первый взгляд. При этом шло и развитие творчества, ведь умение образно мыслить, наблюдения за явлениями природы и миром развивают сознание и способности. Ребенок, нашедший ответ, например, «между капустой и ста одежками» может составлять уже и собственные загадки.

Загадки создаются и сейчас, отражают элементы современной жизни и используются в процессе развития и воспитания дошкольников, например:

«По какому животному ходят люди и проезжают машины?». Ответ: Зебра.

«Из горячего колодца через нос водица льется» Ответ:

Чайник.

Одним из важных моментов воспитания и обучения в русских традициях, является раннее вовлечение детей в разные виды деятельности (игровую, творческую, трудовую).

Игры — как средство воспитания, являются наиболее эф-фективным моментом развития дошкольников.

С глубокой древности игры приучали детей к вступлению во взрослую жизнь. Любая игра — есть развитие человека. В основе игры лежит ситуация, в которой сталкиваются различные интересы (происходит борьба). Главное правило выражается крылатым выражением: «в споре выясняется истина». В игре заложен интерес, основанный на соревновании, в стремлении быть лучшим.

У детей есть характерная особенность отождествлять себя с героями сказок и любимыми литературными героями.

Это все связано с природными особенностями «живых» видов — «обезьянничать», т.е. подражать, копировать поведение своих родителей. В природе от этого напрямую зависит развитие и выживание видов. Отсюда, если детям с раннего возраста прививать правильные взгляды, образы, нравственные идеалы, развивая эти данные от природы особенности организма, эффект нравственного развития и воспитания будет впечатляющим.

Примеры игр: Разбор проступков отрицателънъос ска-зочных героев: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного, обманщика купца, жадного попа (из сказки А.С. Пушкина) и т.д. В основе лежит метод примера, который является как методом, так и средством воспитания. Этот метод очень действенен, и может применяться в форме создания разных игровых ситуаций.

Игра: «Цветик-семицветик» (по методике курса: Азбука нравственности»). Данная игра может проводиться (с адаптацией учета возраста) как в дошкольных учреждениях, так и начальной школе. Детям напоминается (читается пли рассказывается) сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Выставляется нарисованный на листе «Цветик-семицветик» (также, можно дать подобный «Цветик-семицветик из бумаги каждому ребенку) и ищу слагается «встать на место девочки Жени», проговорить н сказать свои нравственные желания (воспитатель их записывает на лепестках бумажного цветка). Задание воспитатель может конкретизировать: сказать желание для себя, для своих близких и родных, для друзей, для всех людей. После этого цветики-семицветики» собираются воспитателем.

Игра: «Золотая рыбка» (по методике курса: «Азбука }цшвственности»). «Представь себе: приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?»

Для создания особого настроения, и введения ребенка в роль или сказочную ситуацию, можно ввести такие элементы как: волшебная палочка, разыграть сценку с появлением золотой рыбки или просто вырезать рыбку и цветной бумаги или картона. Пусть рыбка «подплывает» к каждому и спрашивает, какие хорошие и добрые слова ребенок знает (эти слова воспитатель или его взрослый помощник фиксирует), низкое желание он хочет исполнить и для чего.

  • Заметим, что своеобразие методики в том, что дети выступа ют как бы в роли заказчика, а не исполнителя желаний — не

от них самих, а от рыбки зависит, исполнится или нет назван-ное желание или просьба.

Игра: «Сказка в нашем мире». Суть игры: в нашем мире появляется сказочный персонаж или существо, которое не знает о нем ничего, задает наивные простые вопросы по принципу: А что это такое?; А почему так? и т.п. Дети (игроки) отвечают на его вопросы. Выигрывает тот, кто наиболее просто и правильно ответил на предлагаемые вопросы. «Персонажем сказки» может быть сам воспитатель. Вопросы могут быть разными (в зависимости от поставленных задач, раскрытие внутреннего мира, расширение кругозора и т.п.). Примерные вопросы (в зависимости от возраста): А почему мальчик подобрал на дороге бумажку и бросил ее в корзину?; А почему люди садятся в железную штуку с рогами (троллейбус)?; А, что нужно делать перед едой? и т.п.

«В здоровом теле — здоровый дух» — гласит народная мудрость, так наши предки донесли до нас определение нравственного здоровья человека.

Нравственность — опора семьи и государства. Основой для этого является нравственное воспитание и развитие наших детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год