Проблема обеспечения социально-личностного воспитания |
Воспитание | |||
Автор: Лунева Таисия Петровна | |||
25.01.2011 12:54 | |||
Из данных многих социологов, психологов, а также из собственного опыта мы понимаем, что проблемы детства в наше время стоят очень остро. Мы, воспи-татели, должны построить воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы облегчить жизнь детей в детском саду. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которой он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Еще до начала реформ в программу были включены некоторые темы заня-тий, направленные в основном на патриотическое воспитание детей (раздел «Оз-накомление с явлениями общественной жизни»). Но этого мало. Чтобы быть уве-ренным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. Это возможно лишь тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, история его развития, духовное наследие и т. д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, мо-жет оказаться под угрозой государственность. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему жи-вому, нравственные и этические качества. Дошкольному учреждению принадле-жит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. Главная цель педагогической деятельности по социально- личностному воспитанию детей до-школьного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятель-ной, интеллектуально-развитой творческой личности. Социально- личностное развитие – это новая задача отечественной дошколь-ной педагогики. Цель социально-личностного воспитания как бы пересекается с целью патриотического. Патриотическое воспитание лишь создает определенные предпосылки социального поведения. Если цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определен-ное отношение к собственной стране, то социальное воспитание состоит в фор-мировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Социальное поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активно-сти, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п. Оно не сводимо также и к нравственному воспитанию и не является его прямым следствием. Социально- личностное воспитание можно рассматривать лишь как состав-ную часть одно из направлений социализации личности. В результате целенаправленного социально правового воспитания мы долж-ны сформировать у детей такое гражданское поведение, которое - Позволит ребенку правильно вести себя в природе и обществе (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая пози-ции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произ-вольного контролирования своего поведения и управления им). - Обеспечит ответственное отношение к себе и окружающим, к природе. В результате систематической целенаправленной работы ребенок становится способен воспринимать и оценивать последствия собственных действий и дейст-вий других людей, а затем прогнозировать их, осознавать ответственность за со-вершаемые действия, в том числе экологическая ответственность за будущее пла-неты и людей, а также принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек и т. п. и относиться с уважением и терпимо-стью к правам других людей. - Поможет сформировать у ребят первоначальные знания о жизни человека в со-обществах. Социально- личностное воспитание, целенаправленное, систематическое, по-строенное таким образом поможет сформировать высокие нравственные личност-ные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность сво-бодно осуществлять выбор, принимать решения. - Обеспечит ребенку коммуникативную компетентность (умение использовать переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предложения. Вопро-сы, претензии и пожелания; применять голосование при решении коллектив-ных проблем; способность активно защищать свои права и права других лю-дей; умение выражать несогласие и отстаивать свои убеждения, то есть дети учатся вести себя по-разному с родными, близкими людьми и чужими, незна-комыми). - Правильно грамотно построенное социально-личностное развитие поможет детям самостоятельно находить и получать информацию из разных источников (книг, газет, журналов, ТВ, и радио, видео), анализировать и использовать ее, а также представлять информацию. Социально-личностное развитие является непрерывным, и работа с детьми должна начинаться уже на ступени дошкольного образования. Необходимо соз-дать программу социально-личностного развития детей дошкольном возрасте, главной целью которой является формирование человека – члена общества, осоз-нающего личную ответственность за жизнь своей страны, активного участника его политического самоопределения. В настоящее время проблема социального воспитания очень актуальна. В программе социально-личностного развития детей есть рекомендации, по каким направлениям осуществлять работу воспитателя с детьми. В разделе «Стиль общения с детьми» предлагается детям после 5 лет прини-мать активное участие в обсуждении планов жизни группы, в целях выработки навыков принятия коллегиальных решений, что очень важно для последующего социального развития ребенка. В этом возрасте дети учатся нормативным спосо-бам решения проблем, например, голосованию (где меньшинство подчиняется большинству, но с уважением относится и реализовывать по мере возможности также и потребности меньшинства). Общение воспитателя с детьми строится на основе уважения, индивидуальности каждого. У детей старшего возраста усиливается внимание к сфере социальных от-ношений. Они уже могут понимать боль, обиду, радость и другие чувства другого человека, слушая рассказы и истории о людях, их поступках, переживаниях. Та-ким образом необходимо воспитывать в них ответственность за последствия их действий. Знакомство с правилами поведения, обеспечивающими безопасность не только самому, но и окружающим, а также оказание помощи детям в осознанном понимании проблем, связанных с состоянием природы и ее защиты дадут поло-жительный результат, если работа будет проводиться систематически, целена-правленно. Уже, начиная с младшего возраста, дети с помощью воспитателя получают информацию из книг, видеофильмов. В старшем дошкольном возрасте они уже могут самостоятельно найти информацию в энциклопедиях, справочниках. Эту проблему поднимает раздел «Навыки работы с информацией». Раздел «Нормы и традиции жизни группы» помогает каждому члену и сооб-ществу в целом жить комфортно и спокойно. Этому способствуют установившие-ся правила и традиции, которые желательно заложить в младшем возрасте (на-пример, любезное обращение детей друг к другу и взрослым, готовность помочь сверстнику, подождать товарищей при сборах на прогулку или на обед и др.). Не-обходимо создать обстановку в группе, чтобы ребенок был уверен, что его инте-ресы защищены определенными правилами, требованиями и запретами, которые неукоснительно выполняются всеми и по отношению ко всем. Важно реализовать принцип равноправия, соблюдая при этом право личной собственности. В старшем возрасте надо использовать разные нормативные способы разре-шения конфликтных ситуаций: жребий при распределении ролей в игре, установ-ление очередности, использование считалки, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства и др. В старшем возрасте результативно осуществляется работа по воспитанию за-интересованного отношения к непохожим на нас самих людям и готовности при-нимать различия в их внешнем облике и привычках. Этому способствует раздел «Путешествия в разные страны. Дети планеты Земля», в котором даются пред-ставления о жизни людей в разных странах. Раздел «Сообщества» раскрывает необходимость учета интереса других и умение сдержать какие-то свои желания, настроения. В любом сообществе (семья, группа детского сада, женщины, мужчины…) существуют правила, которые по-могают каждому человеку спокойно и уверенно себя чувствовать, верить, что его здоровью и жизни ничего не угрожает (правила безопасности, гигиены, игры, правила поведения в общественных местах). Детям необходимо дать представление о том, что в обществе взрослых поми-мо правил действуют законы и их выполнение обязательно для всех в равной сте-пени. С детьми уже можно и нужно обсуждать, какие действия запрещены зако-ном и то, что за их нарушение могут оштрафовать или посадить в тюрьму – с це-лью воспитания понимания возможных последствий своих действий, поступков в более старшем возрасте. Эффективность программы «Социально-личностного воспитания» определя-ет не создание лишь определенных представлений и знаний, а самое главное, формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов, что обеспечивает развитие активной позиции личности. В конеч-ном итоге содержание социально-личностного развития (начиная с детского сада и продолжая в школе и дальше) приведет к тому, что люди нашей планеты станут ближе друг другу, благодаря формированию единого мирового экономического и информационного пространства, пробуждению экологического сознания и воз-никновению начал глобального мышления, наконец-то возникнет ощущение со-причастности жизни других людей, окрепнет взаимозависимость и взаимосвязан-ность люде нашей планеты.
Автор: Лунева Т.П.
|