Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнком
Воспитание
Автор: Елена Геннадьевна Петрова   
07.09.2014 20:10

Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнкомАзановская Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог
Петрова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад № 2 г. Архангельск

Семейный досуг, как форма помощи родителям в организации взаимодействия с «особым» ребёнком
В статье раскрываются значение и особенности организации совместной досуговой деятельности родителей и детей с интеллектуальной недостаточностью  в дошкольном учреждении компенсирующей направленности.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, это становится актуальным и значимым из-за наметившихся тенденций роста числа «особых» детей.             Особенности общения умственно отсталых детей дошкольного возраста выражаются в низком уровне коммуникативных и организаторских умений и навыков, низким уровнем представлений о нормах и правилах поведения в социуме, недостаточностью владения вербальными и невербальными средствами общения, отсутствием потребности вступать в контакт с окружающими людьми. Формирование коммуникативных навыков у «особых» детей  имеет большое значение. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей, он сможет адаптироваться к окружающему миру.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с проблемами интеллектуального развития. Общение педагогов с родителями наших воспитанников, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей выявили проблему: родители не всегда могут придти на помощь своим «особым» детям. В силу своей закомплексованности и незнания как это можно сделать в социальной среде (в транспорте, на улице, на концерте или детском мероприятии), там, где другие дети могут обойтись без помощи родителей.
На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию  социальных  навыков общения  у детей с ОВЗ.
Семейный досуг - самая непосредственная форма проведения детского праздника. Здесь нет барьера между детьми и родителями, а также между родителями и педагогами. На празднике дети и взрослые сидят рядом. Более активные дети подпевают, играют, двигаются самостоятельно, чему очень радуются их родители. Более застенчивые дети выполняют те же действия с взрослым (мамой, папой, бабушкой, педагогом), и все тоже счастливы. На праздниках они выходят вместе петь, танцевать, играть, водить хороводы, выступать в оркестре, изображать сказочных персонажей. Совместно выходят из   смоделированной проблемной ситуации. Если ребенок что-то забыл, чего - то испугался – на помощь всегда приходит взрослый. Такой опыт совместного творческого сотрудничества помогает детям раскрыться, приобрести знания и опыт, поверить в свои силы. А также почувствовать родительскую поддержку и любовь. На наш взгляд, привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми досуговой деятельности, наилучшим образом способствует формированию  социальных  навыков общения  у детей с ОВЗ. Чтобы наглядно показать возможности взаимодействия взрослого и ребенка для родителей наших воспитанников мы  используем проведение семейных досугов в виде концертов, развлечений, соревнований, театральных представлений, экскурсий. 
С помощью родителей в нашем детском саду пополнены: пространство предметно-развивающей среды, созданы уголки сказок, изготовлены театральные куклы, ширмы, декорации, костюмы и др.
Если в  начале организации семейных досугов родители были скованны, выбирали позицию наблюдателя, то после участия в нескольких мероприятиях, поняв значимость своей  активной позиции  и помощи ребенку в игре, в выступлении в роли, в исполнении песни, танца вместе с дочкой или сыном, изменилось отношение родителей к посещению организуемых  совместных встреч. Так,  на спортивных соревнованиях родители осваивали приемы игры с мячом. На театрализованных представлениях учились повышать заинтересованность детей в выполнении заданий, которые получены от героя (Зайчика, куклы и т.д.), учились выполнять роль сказочного персонажа с помощью простых жестов, мимики и звукоподражания. На концертах и праздниках осваивали выполнение простых движений в паре с ребенком, запоминали, подпевали несложные песенки, с удовольствием играли в оркестре на детских шумовых инструментах.                                  
Полученный развивающий эффект, отзывы родителей дают нам право утверждать, что проведение семейных досугов помогает им лучше понять и принять своего «особого» ребенка, учит  способам взаимодействия  и оказания им  коррекционно – развивающей помощи, а также способствует позитивному изменению в характере их взаимоотношений и в самом общении воспитанников.
Приобретенный опыт участия в совместных мероприятиях в нашем детском саду позволит родителям использовать его для дальнейшей адаптации детей в социуме.

Литература:
1.Заозерская Н.И., Мулько И.Ф. Учусь жить среди людей// 2001.
2.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями// С.Пб, 2009.
3.Картушина М.Ю.  Забавы для малышей // М, 2010.
4.Культурно–досуговая деятельность старших дошкольников// составитель А.П. Шаповалова .
5.Развивающие игры с малышами// составитель Т.В. Галанова.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год