Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Комплекс занятий по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Занятия с детьми
Автор: Гюзаль Равиловна Якупова   
11.11.2014 10:16

Комплекс занятий по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)Комплекс занятий по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

При составлении работ с детьми по снижению тревожности, я  учитывала структуру занятий.
Каждое занятие состояло из 3 частей.
1-я часть занятия. Развитие эмоционально-личностной сферы психики.
Важную роль в процессе развития эмоциональной сферы играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми.

 

Скачать конспект

2-я часть занятия. Снижение уровня тревожности у детей  6 – 7 лет.
В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
3-я часть занятия. Обучение детей приемам саморасслабления.
Важную роль в процессе снижение уровня тревожности являлось умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказы¬ваниях собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает в себя следующие составляющие:
•    осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслабле¬нием;
•     снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений.

Занятие 1 «Наше хорошее настроение»
Цель: создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера, закрепить умение выражать эмоцию «радость», созда¬ние доброжелательной атмосферы в группе сверстников, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.
Приветствие  (1 мин.)
Педагог. «Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гномом Васей». (Дети выполняют задание.)
Гном: «Здравствуйте, ребята!»
Как можно по-другому назвать? (4 мин)
Гном показывает детям сначала пиктограмму «радость», затем несколько картинок сказочных героев с радостным на¬строением. Задание состоит в том, чтобы дети по кругу назвали как можно больше слов, отображающих настроение одного из сказочных героев.
Беседа  «Что такое радость?» (5 мин)
Гном предлагает детям ответить на вопросы: что такое ра¬дость? как вы понимаете это чувство,  какие поступки вызывают чувство радости?
В конце беседы необходимо подвести итог, упоминая все предложенные варианты, не забывая о том, что чувство радости приносит и свой хороший поступок.
Упражнение «Кто как радуется» (4 мин)
Детям предлагается по очереди показать, как они радуются. В конце упражнения делается вывод о том, что каждый человек радуется по-своему, но все равно мы можем догадаться о хо¬рошем настроении этого человека. Гном: «Как мы можем догадаться, что человек радуется?»
Игра «День рождения (6 мин)»
Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изображать гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему по¬дарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, чтоб именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником.
Беседа: «Что значит быть смелым?» (9 мин)
Ответы детей.
Продолжи сказку:
– Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?
Дети выбирают. Психолог читает, дети показывают.
«Жили, были два брата — Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить).
Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).
Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить).
Тогда, Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал, (психолог показывает, как  Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить).
Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить).
Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата" и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить).
Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить).
Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
Что произошло дальше?
Что сделал Минь?
Рисование:
– Нарисуйте того героя, который вам понравился.
Обсуждение.
Прощание (1 мин)
Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

Занятие 2 «Мы сегодня не грустим»
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «грусть», обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека (взрослого, сверстника, ребенка младшего возраста), развивать умение детей сравни¬вать эмоции, развитие эмпатии, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «грусть», не¬сколько картинок сказочных героев с грустным настроением, пиктограмма «радость», наборы картинок с разными настрое¬ниями героев, магнитофон, запись песни «Про улыбку».
Приветствие «Я дарю тебе».
«Как можно no-другому назвать?» (5 мин.)
Педагог вместе с детьми здоровается с гномом Васей. Гном показывает ребятам сначала пиктограмму «грусть», затем несколько картинок сказочных героев с грустным настроением.  Задание состоит в том, чтобы дети по кругу назвали как можно больше слов, отображающих настроение одного из сказочных героев. После выполнения задания гном просит детей назвать несколько ситуаций, которые портят человеку настроение.
Игра «Сравни лицо» (5 мин.)
Гном предлагает детям разделиться на две команды. Каждой команде даются пиктограммы «радость» и «грусть» и наборы картинок с разными настроениями героев Сна картинках не обя¬зательно должны быть изображены только радостные и грустные лица. Задача каждой команды — как можно быстрее найти нуж¬ные настроения и положить их на соответствующие пиктограммы.
«Грустный паучок» (5 мин.)
Гном говорит детям о том, что к ним в гости пришел Паучок, у него сегодня очень плохое настроение. Он просит ребят по¬мочь ему развеселиться. Из группы выбирается один ребенок, который будет изображать Паучка. Он садится на стул. Задача детей — по очереди постараться рассмешить гостя. Тот, кому это удается, садится на место Паучка.
Этюд «Кролик и еж» (6 мин.)
Гном предлагает детям сесть на стульчики и послушать стихотворение Натальи Павловой:
Плохое настроение
У Кролика с утра.
И потому у Кролика
Не роется нора.
Не радуют цветочки,
Морковь растет не густо,
Редиска очень горькая,
И не хрустит капуста.
Обижен Кролик на весь свет,
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет.
Увидев это, мудрый Еж
Ему сказал: «Грустишь?
Ну что ж,
Берусь тебе помочь.
На солнце яркое взгляни

И грусть ненужную гони
Скорей отсюда прочь.
Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернуться,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, зайчик, дуться!»
Затем ребята,  отвечают на вопросы: какое,  настроение было у Кролика? почему? Каким,  кажется все вокруг тому, у кого пло¬хое настроение? хорошо ли обижаться на весь свет? что Еж посоветовал Кролику?
Затем дети разбиваются на пары и проигрывают это сти¬хотворение, меняясь ролями. В конце гном обязательно хвалит ребят.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки» (3 мин.)
Гном начинает упражнение с вывода из предыдущего этю¬да: «Вот видите, что на свете может сделать улыбка и дружба! Давайте постараемся поменьше грустить, ведь даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход. А теперь встанем в круг, улыбнемся друг другу и споем песню «Про улыбку"».
Звучит запись песни, и дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют песню.
Упражнение: «Продолжи предложение». (5 мин)
Психолог: Продолжите предложение:
Я радуюсь когда….
Я люблю чтобы….
Мне важно……..
Меня огорчает…
Мне важно…..
Я вижу что…
Меня волнует…

«Прощание» (1 мин.)
Занятие 3 «Удивительное рядом»
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «удивление», развивать воображение, развивать активный словарь эмоцио¬нальных состояний других людей (взрослого, сверстника, ребенка младшего возраста).
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «удивление».
Разминка (4 мин.)
Ребята приветствуют гнома Васю. Он показывает им пик¬тограмму «удивление» и просит вспомнить, как называется эта эмоция, а потом изобразить ее и рассказать несколько коротких историй, герои которых были удивлены.
Упражнение «Тренируем эмоции» (6 мин.)
Гном: «Внимательно посмотрев на каждого из вас, я могу сра¬зу догадаться о вашем настроении. Как я это делаю? Как можно понять слова: «У него все на лице написано?» (Ответы детей.)
Затем гном предлагает детям такое упражнение. Выбира¬ется один ребенок, которому взрослый шепотом говорит, какую эмоцию тот должен изобразить. Остальные дети отгадывают то, что изображает их товарищ. В роли ведущего должен побывать каждый ребенок. Педагог отмечает для себя, кто из детей наи¬более точно изображает заданную эмоцию.
Игра «Удивительные эмоции» (5мин.)
Гном предлагает детям немного пофантазировать, то есть придумать продолжения для удивительных историй, которые он начнет:
1.    К нам пришел слон...
2.    Мы оказались на другой планете...
3.    Внезапно исчезли все взрослые...
Гном отмечает тех детей, чей рассказ оказался наиболее удачным.
Этюд «Рыбки и рыбками» (4мин)
Детям предлагается представить, что они на берегу красиво¬го озера, у каждого из них удочка. Задание состоит в том, чтобы каждый из них изобразил ту эмоцию, которая у них возникнет, когда они поймали рыбу.
Закончи сказку «Дедушка и внучек» (10 мин)
Детям предлагается следующий сюжет:
«В одной деревне жили-были дедушка и внучек. Очень им было хорошо вместе. Они часто играли, читали книжки, и очень им весело жилось (психолог берет ребенка за руку, показывает, как дедушка и внучек веселились, играли, просит повторить).
Но вот однажды на лугу они играли в догонялки,  и дедушка провалился в глубокую яму (психолог изображает, как дедушка с внучком играли и дедушка провалился в яму; просит ребенка повторить). Внучек звал-звал дедушку, но тот не отзывался. Внучек очень испугался и долго плакал на краю ямы (психолог изображает, как испугался и плакал внучек; просит ребенка повторить).
Но делать нечего – решил внучек вытащить дедушку. Прыгнул он в яму и попал в сказочный лес (психолог показывает, как внучек прыгнул в яму и удивился сказочному лесу; просит ребенка повторить).
Идет внучек по лесу, зовет дедушку и вдруг видит – сидит на пеньке зайчик (психолог изображает зайчика; просит ребенка повторить). Испугался внучек, а зайчик ему говорит: „Здравствуй, мальчик. Дай мне конфетку”. Сначала внучку было жалко конфетку (психолог показывает, как внучку было жалко отдавать конфету; просит ребенка повторить), но потом он все-таки отдал ее (психолог показывает, как внучек отдает конфету; просит ребенка повторить), а зайчик и говорит: „Я вижу, ты не жадный мальчик. Спасибо тебе за конфетку. Я знаю, что твой дедушка у Хозяина земли”. Сказал зайчик все это и исчез. Пошел внучек искать Хозяина земли. Долго он шел (психолог показывает, как внучек идет; просит ребенка повторить).
Уже ноги у него стали болеть (психолог показывает, как внучек идет, хромая; просит ребенка повторить), но он все искал дворец Хозяина земли, чтобы спасти дедушку. И вдруг лес расступился, и на поляне увидел внучек красивый замок. Пошел он к этому замку, как вдруг выскочили злые человечки (психолог изображает злых человечков; просит ребенка повторить).
Хотел внучек убежать, но тут появился зайчик и говорит: „Вот тебе волшебный шарик. Он поможет тебе добраться до дворца, но во дворце он исчезнет”. Сказал это и убежал...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
– Что произошло дальше?
– Как внучек победил злых человечков?
Затем следует продолжение сказки:
«Пришел внучек во дворец (психолог показывает, как оглядывается внучек, удивляется; просит ребенка повторить).
И только он переступил через порог, как шарик исчез. Опечалился внучек, но делать нечего, пошел он искать дедушку (психолог изображает, как внучек опечалился; просит ребенка повторить).
Долго бродил он по огромному дворцу и наконец,  пришел в большой зал, а там сидит на троне Хозяин земли...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
– Что произошло дальше?
– Что сделал внучек?
Прощание (1 мин).

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год