Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия с детьми
Автор: Пономарева Елена Васильевна   
15.01.2015 15:09

Развитию мышления и познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Включение интерактивных игр и упражнений на занятиях формирует у дошкольника стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самовоспитания.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

Игра

Дидактические задачи

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений дошкольников.

2

«Картинки – загадки»

Развивать внимание, речь, быстроту мышления, познавательную активность, умение описывать предметы. Воспитывать совместную игровую деятельность.

Октябрь

1

«Назови, одним словом»

Упражнять детей группировать предметы (картинки) по заданным или самостоятельно выделенным основаниям. Учить относить конкретные предметы (картинки) «части» к группе - «целому».

2

«Кому чего (что) недостаёт?»

Упражнять детей в освоении базового понятия «часть и целое», развивать наблюдательность, способность к самостоятельным рассуждениям.

3

«Сложи узор»

Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (четырёх) кубиков.

4

«Пройди через лабиринт»

Упражнять детей проводить через несложный лабиринт персонажа до домика (предмета). Развивать пространственную ориентировку. Формировать умение двигаться по лабиринту в направлении, указанном стрелкой.

Ноябрь

1

«Нелепицы»

Развивать устойчивость и концентрацию внимания у детей; способствовать развитию связной речи; пополнять словарный запас.

2

«Разрезные картинки»

Учить детей находить смысловые связи между предмета­ми; прогнозировать следствия процессов; развивать связную речь.

3

«Что сначала, что потом?»

Развивать память детей; обогащать их знания о предметах; воспитывать такие качества личности, как находчивость и сообразительность.

4

«Найди лишнее слово»

Учить определять на слух лишнее слово и правильно его произносить. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Декабрь

1

«На что это похоже?»

Учить детей искать общее у разных предметов. Развивать умение сравнивать части и целое, находить признаки сходства и различия, отгадывать и называть составляющие предмета.

2

«Сложи узор из палочек»

Упражнять детей в использовании план-схемы при составлении рисунка из палочек. Развивать мышление, воображение.

3

«Кому что?»

Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; анализировать свойства предметов и явлений.

4

«Подбери ответ»

Развивать у детей наблюдательность, умение замечать отличия, произошедшие с предметами; учить объяснять связно, что изменилось.

Январь

1

«Найди отличия» («Сравнение предметов»)

Учить сравнивать картинки, находить отличия в рисунках, сходства, развивать речевую активность.

2

«Отрицание «НЕ»

Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово, чувство юмора; быстроту мышления.

3

«Расскажи по порядку»

Учить детей описывать картинки, сочи­нять истории по ним, угадывать картину по сюжету истории. Развивать навыки связной речи.

4

«Сложи узор»

(кубики Никитина)

Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (четырёх) кубиков.

Февраль

1

«Классификация»

Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар.

2

«Найди ошибку»

Учить детей сравнивать предметы по од­ному и тому же признаку, обнаруживать логические ошибки, правильно строить речевые высказывания.

3

«Третий лишний»

Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; учить анализировать свойства предметов и явлений. Развивать внимание, быструю реакцию, способность анализировать.

4

«Кому?»

Учить детей угадывать предметы по их назначению или внешним признакам; совершать самостоятельные действия. Способ­ствовать развитию мышления и связной речи.

Март

1

«Кто знает, тот и продолжает»

Учить детей обобщениям понятий по признакам. Развивать речь детей и учить их находить сходства даже среди внешне разных предметов. Закреплять знания о предметах. Развивать речь. Воспитывать выдержку.

2

«Ассоциации»

Развивать у детей навыки абстрактного и ассоциативного мышления, учить их видеть образ в схематичном изображении. Развивать творче­ские способности и фантазию.

3

«Пентамино»

Упражнять в выкладывании из фигур узора без перекрытий и зазоров. Развивать наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, зрительную память; умение синтезировать и анализировать.

4

«Найди пару»

Развитие внимания, быстрой реакции, способности анализировать.

Апрель

1

«Угадай, что это»

Учить детей распознавать предмет по его частям, свойствам и качествам. Развивать у детей логическое мышление и связную речь; грамматический строй языка. Воспитывать выдержку.

2

«Ограничение»

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Активизировать словарь детей; воспитывать умение быстро думать.

3

«Систематизация»

Учить детей выявлять закономерность в создании определенной системы, а так же определять место предмета или явления в этой системе. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

4

«Чудо-крестики»

Учить детей «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей при составлении узора, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение, внимание, память, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера).

Май

1

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений дошкольников.

2

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений дошкольников.

 

 

 

 

 

Игра

Дидактические задачи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить уровень знания дошкольников.

2

«Угадай, что это?»

Учить детей распознавать предмет по его частям, свойствам и качествам. Развивать у детей логическое мышление и связную речь; грамматический строй языка. Воспитывать выдержку.

Октябрь

1

«Найди лишнюю фигуру»

Упражнять детей сравнивать предметы по одному и тому же признаку, обнаруживать логические ошибки, правильно строить речевые высказывания.

2

«Продолжи ряд»

Упражнять находить закономерность и продолжать ряд, соблюдая последовательность элементов. Способствовать развитию наглядно-образного мышления.

3

«Найди лишнее слово»

Упражнять детей группировать слова по заданным или самостоятельно выделенным основаниям. Выделять на слух лишнее конкретное слово из группы слов и правильно его произносить. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

4

«Сложи узор»

Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (девяти) кубиков.

Ноябрь

1

«Пройди через лабиринт»

Упражнять детей проводить через несложный лабиринт персонажа до домика (предмета). Развивать пространственную ориентировку. Формировать умение двигаться по лабиринту в направлении, указанном стрелкой.

2

«Загадки-обманки»

Упражнять детей рассуждать, сравнивать, анализировать; развивать внимательность, воображение, познавательную активность.

3

«Дорисуй отличия и раскрась»

Развивать у детей навыки абстрактного и ассоциативного мышления, учить их видеть образ в схематичном изображении. Развивать творче­ские способности и фантазию.

4

«Чудо-крестики»

Учить детей «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей при составлении узора, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение, внимание, память, творческие способности, «сенсорику» (различать цвета радуги, геометрические фигуры, их размер).

Декабрь

1

«Умозаключения»

Развивать логическое мышление, делать умозаключение из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода.

2

«Рассуждения»

Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Упражнять в размышлении, в котором одни мысли (выводы) с необходимостью вытекают из других мыслей (посылок).

3

«Каляки»

Формировать и развивать у детей навыки абстрактного мышления. Развивать творческие способности и фантазию детей.

4

«Пентамино»

Упражнять в выкладывании из фигур узора без перекрытий и зазоров. Развивать наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, зрительную память; умение синтезировать и анализировать.

Январь

1

«Найди пару»

Упражнять сравнивать предметы, находить в них общее. Развивать у детей внимательность, усидчивость, быструю реакцию, способность анализировать.

2

«Волшебный квадрат» (Воскобовича)

Учить детей в использовании план-схемы при составлении фигуры, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение.

Февраль

1

«Составь слова»

Учить составлять слова из предложенного набора букв. Развивать мышление, внимание, память.

2

«Сравни предметы»»

Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; учить анализировать свойства предметов и явлений. Развивать внимание, быструю реакцию, способность анализировать.

3

«Графический диктант»

Развивать пространственное мышление, учить детей ловкости при обращении с карандашом. Расширять кругозор детей и повышать эрудицию.

4

«Улитка»

Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Март

1

«Систематизация, сериация»

Упражнять детей выявлять закономерность в создании определенной системы, а так же определять место предмета или явления в этой системе; самостоятельно систематизировать предметы и явления. Учить мысленно, устанавливать связь между предметами и располагать их в определенной последовательности.

2

«Нелепицы»

Развивать устойчивость и концентрацию внимания у детей. Способствовать развитию связной речи, пополнению словарного запаса.

3

«Умозаключения»

Учить делать умозаключение из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода. Развивать логическое мышление.

4

«Перемещения» (принцип «пятнашек»)

Упражнять в классификации фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление; восприятие, внимание.

Апрель

1

«Логические задачи»

Упражнять детей рассуждать, сравнивать, анализировать. Развивать внимательность, воображение, познавательную активность, навыки аналитического и логического мышления, навыки устного счёта.

2

«Ограничение»

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Активизировать словарь детей. Воспитывать умение быстро думать.

3

«Кому?»

Учить детей угадывать предметы по их назначению или внешним признакам; совершать самостоятельные действия. Способ­ствовать развитию мышления и связной речи.

4

«Сложи узор»

(кубики Никитина)

Упражнять детей в использовании план-схемы при составлении рисунка из (девяти) кубиков.

Май

1

«Обобщение»

Упражнять детей обобщать предметы, мысленно объединяя их в одну группу, исходя из существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

2

«Классификация»

Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар.

3

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений дошкольников.

 Организация диагностики

наглядно-образного мышления дошкольников

Цель диагностической программы – определение эффективности использования дидактических, интеллектуальных игр и разминок, логико-поисковых заданий, игровых упражнений занимательного характера в рамках интерактивного обучения для развития мышления дошкольников.

Особенности организации диагностической работы

  1. 1.Диагностика проводится ежегодно в ДОУ, начиная с четырёхлетнего возраста
  2. 2.Первоначальная диагностика проводится во втором полугодии (январь) во второй младшей группе.
  3. 3.В конце каждого учебного года (май) проводится итоговая диагностика с детьми каждой возрастной группы.

Основные методы диагностики

(описание методик дано в приложении)

Обследование детей четырёх лет

  1. 1.«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
  2. 2.«Пройди через лабиринт»
  3. 3.«Найди такой же предмет»
  4. 4.«Для чего?»
  5. 5.«Найди лишнее, почему?»
  6. 6.«Подбери по цвету»

Обследование детей пяти лет

  1. 1.«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
  2. 2.«Кому чего недостает?»
  3. 3.«Нелепицы»
  4. 4.«Пройди через лабиринт»
  5. 5.«Чем залатать коврик?»
  6. 6.«Что здесь лишнее?»
  7. 7.«Назови одним словом»

Обследование детей шести лет

  1. 1.«Нелепицы»
  2. 2.«Найди недостающие части рисунка среди предложенных на выбор»
  3. 3.«Найди предметы, объединенные каким-то общим признаком»
  4. 4.«Найди закономерности»
  5. 5.«Простейшие умозаключения»
  6. 6.«Установи логические связи»
  7. 7.«Составь рассказ»
  8. 8.«Найди отличия»

литература

  1. 1.Астахова Н. Кто лишний? Логика
  1. 2.Богуславский З.М., Е.О. Смирнова. Развивающие игры
  1. 3.Земцова О.М. Задачки для ума. Развиваем мышление
  1. 4.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»
  1. 5.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры
  1. 6.Образцова Т.Н. Логические игры для детей
  1. 7.Светлова И.Е. Логика. Уроки для дошколят
  1. 8.Соколова Ю.А. Логика контроля и самовоспитания
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год