Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Ирназарова Анна Геннадьевна   
18.09.2015 09:32

Сенсорное развитие детей дошкольного возрастаСенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Под целью проводимой нами работы выделяется, прежде всего, овладение и усвоение детьми сенсорными эталонами, общепринятыми образцами внешних свойств предметов.

Задачи:

 

1 – Обучение детей:

а) способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине.

б) последовательному осмотру и описанию формы.

2. Развитие у детей

  • речи (умение рассуждать):
  • произвольности внимания;
  • творческого воображения;
  • развитие у детей познавательного интереса, желание и потребности узнать новое.

1. Воспитание:

  • Стремление к преодолению трудностей.
  • Уверенности в себе.
  • Желание прийти на помощь сверстникам.

1. Понятие об ощущении и восприятии, цвета, формы, величины.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета, а затем к обучению его названиям цветов. Форма является одним из основных признаков предмета. Не выделив и не опознав форму, невозможно узнать предмет.

Простейшие виды различения предметов по форме становится возможны для детей очень рано, в возрасте уже нескольких месяцев.

Особый характер носит восприятие величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности

2. ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ

Данное направление включает в себя формирование формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и т. д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

По данному направлению необходимо работать совместно с родителями, т. к. полученные знания и умения должны закрепляться дома. Только тогда мы сможем добиться желаемого результата. Поэтому предлагаю решать следующие задачи:

  1. Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий (застегиванию, расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, одеванию, раздеванию, развязыванию шнурков и т. д.);
  2. Развивать координацию движений рук с помощью простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом ( «Эта птичка-соловей, эта птичка-воробей…» — дети загибают по одному пальчику на обеих руках) и упражнений с различными предметами домашнего обихода (пуговицы, бусинки, пробки, спички, крупа и т. д.);
  3. В процессе игровых действий с предметами, формировать представление о сенсорных эталонах: цвет (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, форма (геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, величина (маленький – большой, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий);
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, логическое мышление;
  5. Обеспечить формирование у детей перцептивных действий (учить рассматривать, ощупывать, выслушивать и т. д.)
  6. Способствовать развитию тонкой моторики и зрительно – двигательной координации.

Большое внимание надо уделять развитию мелкой моторике пальцев рук. Вся работа по формированию сенсорной культуры мл дошкольников должна проводиться не только в детском саду, но и дома, в семье.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируя педагогическую деятельность на неделю, включаем следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

Понедельник

Настольно – печатные * Дидактические игры;

Игры Воскобовича.

Игры с пересыпным материалом.

Вторник Блоки Дьенеша Настольно – печатные,

Дидактические игры.

Среда Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша

Четверг Игры Воскобовича Настольно – печатные Дидактические игры.

Пятница Блоки Дьенеша Игры Воскобовича,

Игры с пересыпным материалом

Здесь предусмотрены следующие пункты:

  1. Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную.
  2. Ежедневное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще по группам (3-5 человек) и в парах.

  1. Занятие: знакомство с объектом (квадрат);
  2. Совместная деятельность (игра “Что лишнее? ”, игры на классификацию);
  3. Самостоятельная деятельность – “собери из части квадрат”, “сложи квадрат”;
  4. В бытовой, на что похож квадрат.

Работа с детьми:

Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самых маленьких детей. Мысленно можно разделить детей на три группы: Сильные. Средние. Слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки “слабых”. Потеря интереса (ввиду отсутствия усложнения) – у сильных.

Детям, справляющимся с сенсорными задачами на среднем уровне, предлагают варианты подобных задач, а так же игры соревновательного характера.

Особый подход необходим к “слабым” детям. Учитывая их психические и физические особенности стараемся внушить им уверенности в себя. Случае быстрого утомления, вид деятельности быстро сменяется.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна, она помогает, дает возможность более слабым детям почувствовать уверенность в своих силах.

Формы работа с родителями:

  1. Консультации о подборе развивающих игр для ребенка 3–4 лет;
  2. Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  3. Собрания с показом фрагментов занятий (цель обратить внимание родителей на развитие их ребенка);
  4. Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
  5. Игры между родителями с занимательным материалом;
  6. Выбор и приобретение развивающих игр для детей группы;
  7. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

Родители очень отзывчивы, готовы приди на помощь в любую минуту. Приносят интересную детскую литературу, а так же игры (настолько печатные) и др., тем самым вносят элементы нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей.

Очень радуют успехи ребят. Принято осознавать важность, значимость детского сада в жизни ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми и взрослыми следует поощрять.

Однако, наблюдая за ростом сенсорного и интеллектуального развития, которая очевидна при многообразии и многогранном использование игр и занятии. Можно смело утверждать, что:

Проработав с детьми 3–4 возраста в этом направлении в течение 6 месяцев, можно отметить следующие результаты:

а) Все дети без исключения знакомы с приемами сравнения, синтеза, классификации. Они знают форму, цвет, величину.

б) Примерно 1/3 детей испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) дети делают первые шаги в развитии сенсорного и интеллектуального развития,

г) Работа по развитию сенсорного развития, по технологии интеллектуального развития детей принесла свой плоды, у детей вырос интерес к новому, это вызывает радость и уверенность в своем деле.

Итак, ведущие направления педагогической работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста именно с непосредственного восприятия начинается процесс познания, процесс умственного развития.

Список литературы:

  1. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.
  2. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.
  3. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа). – М. 2000 г.
  4. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия). М. 2000 г.
  5. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” (к программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.

Муниципальное автономное учреждение комбинированного вида детский сад №10 «СКАЗКА» г. Кемерово

Воспитатели:

  • Ирназарова Анна Геннадьевна
  • Киселева Ангелина Борисовна
  • Лейкина Наталья Евгеньевна

Содержание

Введение… 3

1 Теоретические проблемы сенсорного развития детей.

1. Понятие об ощущениях и восприятии, цветы, формы и величины… 4

2

3 2. Воспитание сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье… 5

3. Организация совместной и самостоятельной деятельности… 7

Заключение… 10

Список литературы… 11

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год