Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Занятия с детьми
Автор: Лилия Кушалиева   
25.04.2014 22:32

«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Планомерность обучения воспитанников – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка.

При планировании НОД по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст воспитанников, уровень их развития. Число занимающихся может быть разным-от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с воспитанниками первого года жизни проводятся индивидуально. На занятии по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у воспитанников различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же НОД воспитанники приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми разделами работы. Так, успешная организация НОД по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого развития ребёнка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющего в процессе предметной деятельности. На первом году жизни воспитанников увлекают яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец раскладывание предметов и т.д. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению воспитанников с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение задания. Это усложнение идёт от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учёту этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обуславливается и ознакомление воспитанников вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами-величиной и формой предметов, можно обследовать путём ощупывания, а уж потом сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление воспитанников вначале с резко различимыми свойствами предметов (круглой-квадратной формой, красным-синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой-овальной формой, жёлтым-оранжевым цветом). Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериуду необходимо подходить дифференцированно. Повторение предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность воспитанников на НОД.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений. В планировании методов обучения маленьких воспитанников (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) чётко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого НОД основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребёнку на этапе речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. После общего показа воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным фрагментом из всего задания отдельно каждому ребёнку, по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребёнком педагог даёт единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения к занятию проходит в плане исполнения более или менее развёрнутой инструкции. На начальных этапах подробно развёрнутая инструкция используется воспитателем довольно часто.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работе с воспитанниками. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные задания. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребёнка от интересных для него дел. Так например, если ребёнок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания НОД со всеми воспитанниками взрослый предлагает малышу сесть за стол с машинкой, с которой он увлечённо играл, показать машинку, а затем погрузить в неё палочки одного цвета. Ребёнок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку по цвету).

Особого внимания требует анализ проведённых  НОД. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые воспитанники выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть воспитанников выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при  помощи воспитателя «Что у тебя не правильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещённые предметы и предлагает ребёнку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом воспитанники проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задание. Некоторым воспитанникам требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (воспитанники могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи от занятия к занятию.

Учитывая особенности различного комплектования групп детьми раннего возраста в яслях   и яслях-садах, предлагаем занятия по сенсорному воспитанию для воспитанников, начинающих обучение с третьего года жизни. Имея в виду возросшие возможности обучения в этом возрасте по сравнению со вторым годом жизни, можно рекомендовать все типы заданий по сенсорному воспитанию для прохождения их в течении одного года. Методика обучения несколько видоизменяется. Основным её отличием является более быстрое прохождение программы. Это прежде всего относится к группировке предметов по различным сенсорным признакам. Поскольку задания по сортировке предметов является составной частью задания по соотнесению разнородных объектов, то за счёт этого методика обучения воспитанников третьего года жизни на занятиях уплотняется.

Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например по группировке однородных предметов, когда сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же НОД, им предлагают группировать предметы по более близким признакам. Возможность уплотнения содержания занятий возникает за счёт более устойчивого внимания воспитанников третьего года жизни, а также более совершенной координации движений руки. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам. Существенным фактором в планировании и методике провидения НОД по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на НОД с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год