Занятия с детьми - сравнение домашних и диких животных |
Занятия с детьми | |||
Автор: Редактор | |||
18.06.2010 12:36 | |||
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра" Домашние и дикие животные". ХОД ЗАНЯТИЯ Часть I Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки по которым корова и свинья относятся к домашним животным. Часть II Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая ( не может быстро бегать ), потому что она светлой окраски ( ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки ), она погибнет от холода и голода так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое. Аналогично проводится сравнение лося и коровы Часть III Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру- соревнование " Кто больше даст правильных ответов ". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество. Воспитатель одной команде загадывает загадку: Где живет он? В самой чаще, Самой - самой настоящей Там гуляет, там и спит. Там детей своих растит. Любит груши, любит мед, Сладкоежкою слывет. Но всего сильнее он Любит долгий крепкий сон: Ляжет осенью, а встанет, Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь) После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным. Второй команде загадывает загадку: В подполье, в коморке, Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это? (Мышка) Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача - определить: мышь какое животное - домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь ( это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Считают очки, приветствуют победителей. "С чем нельзя в лес ходить."Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу. Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофон, спичек, велосипед...... Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лесу. "Путешествие по зимнему лесу".Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условие, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день....) Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, елки, покрытыми снегом. Карточка с изображением зайцев - беляка, волка, лисы, медведя, сороки, белки. Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает:" Куда поместим это животное". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в берлогу, зайца - под елку или под кустик, сороку на ветку дерева и т.д.). Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карту. "Защитники природы".Цель: учить детей отличать хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по - доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда... Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе. Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком ( например, дети убирают мусор, перевязывают веточки..), спрашивает:" Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь. "Исправь ошибку художника".Цель: учить различать, где живут разные животные. Материал: карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением , прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику - лошадь, к свинарнику собаку и т.д. Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т.е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище. "Помоги лесным обитателям".Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности - зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки. Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки... Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого -либо животного и спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям - сено, птицам - хлебные крошки, семечки, зерно..) "Помоги растениям".Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь. Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями. Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть...). "Помоги животному".По аналогии с играми: "Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению". "Советы Айболита".Цель: воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Материал: карточки с изображением солнца, воздуха, овощей, фруктов, зелени... Ход: ведущий поднимает карточку с картинкой и спрашивает: "Чем полезен этот овощ (например)?". Дети отвечают. Побеждает тот, кто дал больше всего правильных ответов. "Кто что любит?".Цель: формировать навыки действенной готовности помочь животному (домашнему). Закрепить знания об особенностях питания домашних животных. Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения". Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости... и спрашивает: "Кто это любит?". (кошке - рыбу, собаке - кость, свинье - желуди..) "Кому нужна вода?". Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.Материал: большие карты с изображением (в центре) воды. Маленькие карточки с изображением животных, человека, растений. Ход: дети должны выложить по кругу маленькие карточки и назвать кому нужна вода. "Циклограммы развития".(рыбки, совы, дерева, бабочки, божьей коровки). Цель: уточнить знания детей о стадиях роста и развития животных и растений. Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного. Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый. "Кто где может существовать?"Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания. Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений. Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания. "Природное сообщество луга, леса, водоема, и степи".Цель: научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Материал: карточки с изображением животных и растений. Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например: лист- гусеница - птица.
|