Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Школа для самых маленьких Часть 2
Занятия с детьми
Автор: Редактор   
08.08.2011 11:19

Школа для самых маленьких Часть 2«Минусы» занятий в школах раннего развития
Пожалуй, одним из самых существенных недостатков школ раннего развития является их стоимость. К сожалению, очень мало таких школ финансируются государством или получают материальную поддержку от муниципалитета, и, как правило, они находятся на самоокупаемости. Дорогостоящая аренда помещений, покупка материала, оплата труда педагогов и другие расходы ложатся на плечи родителей. И поэтому часто стоимость таких занятий оказывается достаточно высокой. У маленьких детей еще слабо

развит иммунитет к инфекционным болезням. И если в группе кто-то заболел или не долечился, то большая вероятность, что заразятся и другие малыши. Поэтому первый год дети часто болеют. Но постепенно сопротивляемость организма к этим вирусам повышается, что уменьшает вероятность последующего заболевания. Не всегда школа находится рядом с домом. И тогда встает вопрос: как добираться? Долгая дорога для малыша – большое испытание, а разница между машиной и общественным транспортом для ребенка колоссальная. И если в сентябре можно совершить приятную прогулку, то подумайте, как вы будете добираться зимой. Запомните рекомендации врачей: максимальное время в пути не должно превышать 20 минут. Когда дети ходят в одну группу, мамы непроизвольно начинают сравнивать успехи детей. В результате переживают сами (ведь всегда найдется тот, кто в чем-то преуспел больше, чем ваш ребенок). Но особенно плохо, когда родители начинают указывать на это малышу, тем самым делая первые шаги к возникновению у ребенка комплексов неполноценности. Важно помнить, что раннее развитие, это не когда ваш малыш что-то делает лучше, чем другой ребенок, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой! Т.е. по сравнению с тем, каким бы он был, если бы с ним не занимались. К сожалению, некоторые родители считают, что посещения занятий в детском дошкольном учреждении более чем достаточно, тем самым полностью перекладывая ответственность за воспитание и развитие ребенка на педагога. Это в корне не верно, ни одна суперзамечательная школа раннего развития не заменит вашего общения с ребенком! Чтение книг, увлекательные прогулки, беседы, занятия спортом, да просто совместные игры – все это тоже влияет на формирование личности малыша.
Методики и программы
Сейчас известно достаточно большое количество авторских программ и методик. Но если говорить о школах раннего развития, то наибольшее распространение получили методика М. Монтессори и занятия по пособиям Н. А. Зайцева.
Вальдорфская педагогика
Основатель: Рудольф Штайнер, немецкий философ и эзотерик, разработчик направления антропософии. Первая вальдорфская школа была открыта в Германии в 1919 г. для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория» (отсюда и название самой педагогики). Основные положения: вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется. Занятия: лепка, рисование, готовка, музыка (чаще всего это флейта или народные инструменты), эвритмия (движения под музыку), театр и т.д.
Методика М. Монтессори
Основатель: Мария Монтессори, итальянский педагог; одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе. Первоначально ее занятия были рассчитаны на детишек, отстававших в развитии. Но результаты, которых достигли ребята, были настолько потрясающими, что возник разумный вопрос: а что же будет с обычными детьми, если с ними проводить аналогичные занятия. И через некоторое время был открыт первый детский сад для обыкновенных ребят. Основные положения: главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся. Для этого Монтессори-педагоги разработали огромное количество развивающего материала. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься, сколько времени и с кем из ребят будет сотрудничать. М. Монтессори обосновала, что в каждом ребенке заложена потребность в развитии, поэтому он сам все вре мя будет стремиться к новым знаниям. А развивающая среда поможет ему в этом. Еще М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что каждый ребенок переживает сензитивные периоды, т.е. те моменты своей жизни, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам (например, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет; а сензитивный период восприятия порядка длится от 2 до 4 лет). И если учитывать эти особенности развития детей, то обучение будет проходить легко и непринужденно. Возраст: существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно. Занятия: в каждой Монтессори-группе определенным образом выстроена обучающая среда. С помощью пособий можно научиться множеству вещей: переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, читать, писать, а также изучить домашних животных и времена года. Весь материал делится на пять зон: практическая жизнь; сенсорика (развитие органов чувств); математика; русский язык; космос (знания об окружающем мире). Для того чтобы ребенок мог правильно работать с новым пособием, учитель проводит презентацию материала, т.е. показывает и, если надо, объясняет, что и как нужно делать. Весь Монтессори-материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать на недостатки в работе крохи, тем самым у ребенка не возникает чувства страха сделать что-то не так, и он уверен в своих силах.
Методика Н.Зайцева
Основатель: Николай Александрович Зайцев – преподаватель русского и английского языков, академик Академии творческой педагогики, автор новых направлений в методиках обучения чтению, преподавания математики и грамматики. Основные положения: Н. А. Зайцев разработал методику по обучению чтению при помощи звучащих кубиков. Методика основана на принципе складового чтения. Взрослые вместе с детьми или сами дети поют склады, написанные на таблицах или размещенные на сторонах кубиков, которые отличаются по цвету, размеру и звучанию (внутри кубиков находятся различные предметы, издающие звук). Играя с этими кубиками, дети учатся составлять простые слова, пишут названия предметов; с помощью указки делают это же на таблицах. И в скором времени начинают читать надписи на улице, названия журналов и даже свои первые книги. Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они конкретны и всесторонни одновременно. Но его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Возраст: начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет. С одной стороны, малыши уже подросли, они тянутся к другим ребятам, им легче адаптироваться в новой обстановке, а с другой, дети уже знают, что такое книга, они понимают, для чего нужно учиться читать, и с удовольствием воспринимают «правила игры». Поэтому именно в этом возрасте обучение проходит наиболее быстро и легко. Очень часто преподаватели в школах раннего развития владеют несколькими методиками, сочетают и применяют их при непосредственном обучении малышей.

 

http://www.2mm.ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год