Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»
Занятия с детьми
Автор: Шестакова Оксана Ивановна   
31.12.2011 08:38

Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»К сожалению, в последние годы возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
При изучении темы «Зима» у детей возникли трудности в подборе родственных слов к слову СНЕГ, и  назрела необходимость  в новых формах и методах работы в этом направлении. В связи с этим родилась идея обучающего, краткосрочного  детско-родительского проекта «В снежной стране родственных слов».
Цель проекта: обучение детей образованию родственных слов.
Задачи:
•    учить образовывать родственные слова по вопросам педагога, по опорным схемам;
•    упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных слов
•    формировать умение выделять родственные слова из текста
•    закреплять умение составлять предложения с заданными словами
•    развивать память, внимание, мышление;
•    развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений    , воображение
•    привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом
•    активизировать творческий потенциал родителей


Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Распределение обязанностей:
•    Родители – закрепляют с детьми полученные на занятиях знания в играх; совместно с ребенком составляют  рассказ по опорным словам; принимают  участие в создании книги «Снежные истории»
•    Дети – усваивают полученные знания
•    Учитель-логопед – привлекает  родителей к проектно-творческой деятельности, созданию книги и макета
Предполагаемый результат проекта:
Внутренний продукт:
Дети подбирают и образовывают родственные слова.
Родители расширяют  возможности сотрудничества со своими детьми. вовлекаются в воспитательно-образовательный  процесс
Внешние продукты:
Создание панно и макета «Снежная картина»,
Издание книги «Снежные истории»
На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Логопедом был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы,  создана  презентация Power Point  «Узнай по описанию» «Найди лишнюю картинку», для родителей подобрана игротека по данной теме.
На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово»,«Ответь на вопрос»,
«Родственники»
Дети  закрепляли полученные знания в пальчиковых играх «Снежок», «Снеговик», в подвижных играх «Снегири»  «Снегопад». Развивающая среда группы была пополнена книгами (произведениями художественной литературы, методическими пособиями), репродукциями картин известных художников, фотоработами «Снежная зима». В пополнении развивающей среды принимали активное участие родители воспитанников.
Большой интерес у детей вызвало изготовление панно «Снежная картина» и атрибутов к макету. (фото 1)
Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением совместно с родителями макета «Снежная картина». (фото 2,3,4) На презентации книги «Снежные истории» дети рассказывали свои рассказы, составленные с родителями дома. Книга была иллюстрирована рисунками детей.
Участие в проекте педагогов, родителей и дошкольников позволило:
- организовать деятельность детей в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями; не только средствами совместного творческого взаимодействия формировать у детей представления о родственных словах, но и, используя различные виды деятельности способствовать их всестороннему развитию, повышению самооценки;
- родителям принять активное участие в значимом для них процессе развития ребенка;
- педагогам совершенствовать профессиональное мастерство.
Данный проект может быть реализован как учителем-логопедом, так и воспитателем.
Итоговое игровое занятие «В стране снежных слов»
Задачи:
- закреплять умения образовывать родственные слова;
- упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственников;
- упражнять в согласовании количественных числительных с существительными.
- закреплять умения составлять предложения с заданными словами;
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.
Оборудование: костюм Снегурочки, аудиоаппаратура, запись тихой музыки, презентация Power Point «Узнай по описанию», «Назови лишнюю картинку», куб «Сосчитай-ка», атрибуты к макету «Снежная картина», клей, кисточки, скотч, книга «Снежные истории», снежинки.
Ход занятия:
Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в зал, здороваются.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. К путешествию надо подготовиться. Для этого мы сделаем с вами массаж лица.
Ручки растираем        (потирают ладони)
И разогреваем            (хлопки)
И лицо теплом своим нежно умываем    (разогретыми руками проводят по лицу)
Грабельки сгребают все плохие мысли    (двигают пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро     (растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки    (загибают ушные раковины вперед и потягивают вниз за мочки)
А потом уходим пальцами на щечки    (перебегают пальцами на щеки)
Щечки разминаем, чтобы надувались    (указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались    (большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу)
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Мы с вами отправимся в волшебную страну с волшебным героем, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку
Логопед: Снегурочка – мой самый любимый герой, и я хочу в нее сейчас превратиться. Вы не возражаете?
Логопед надевает костюм снегурочки, кружиться на месте и произносит слова: «Раз, два, три – покружусь и в снегурку превращусь». «Превращается» с Снегурочку.
Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Я Снегурочка, в гости к вам пришла, сказку принесла.
Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: Снегурочка, снежок, снежинки, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Давайте и мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на экране появиться картинка.
Проводится игровое упражнение «Узнай по описанию» (слайд №1)
Снегурочка: От какого слова родились слова снежинка, снеговик, снегопад…
Дети: Эти слова родились от слова СНЕГ.
Снегурочка: Слово СНЕГ – главное слово. Ребята, теперь вы поняли, что такое родственные слова?
Дети: Да, поняли.
Упражнение «Снежки»
Снегурочка: А теперь давайте поиграем в снежки.
Раз, два, три, четыре,            дети загибают пальцы
Мы с тобой снежок слепили.        меняют положение ладоней – лепят
Круглый, крепкий,            соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук
Очень гладкий,                гладят ладонью одной руки кисть другой
Но совсем-совсем не сладкий    грозят пальчиком
Раз – подбросим,            подбрасывают воображаемый снежок
Два – поймаем                ловят воображаемый снежок
И вперед его кидаем            бросают воображаемый снежок.
Игровое упражнение «Назови лишнюю картинку»  (слайд №2)
Снегурочка: Сейчас на экране появятся картинки, посмотрите на них внимательно и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так считаете
Дети поочередно называют все картинки, выделяют лишнюю и объясняют свой выбор.
Игровое упражнение «Сосчитай-ка»
Снегурочка: Ребята я вам принесла волшебный кубик, на гранях которого нарисовано разное количество предметов. Вы не желаете с ним поиграть?
Дети: Желаем.
Дети передают куб по кругу со словами: «Кручу, верчу, сказать хочу».  Ребенок, на котором закончились слова, называет количество изображенных предметов и придумывает с ними  предложение.
Работа над макетом.
Снегурочка: Я знаю, что вы на занятиях готовили атрибуты для снежного макета. И сейчас мы с вами его соберем. Я предлагаю Юле и Диме слепить снеговика, Олегу и  Гюзель запорошить снегом землю и  дерево, на которое Оксана и Ксюша посадят снегирей, а Лилиана и Айдар развесят снежинки.
Дети звеньями создают единый макет.
Снегурочка: Молодцы, ребята. Отличная снежная картина у нас с вами получилась. Вы хорошо поработали. Но я знаю, что вы и дома вместе с родителями потрудились, рисовали и сочиняли рассказ. И из ваших рассказов и картин я сделала книгу. И предлагаю авторов показать и рассказать свою снежную историю.
Презентация книги «Снежные истории». Дети рассказывают рассказ, составленный дома вместе с родителями.
Снегурочка: Пусть наша книга еще тонкая, но я надеюсь, что вы и дальше будете ее наполнять. Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
Взрослый кружиться, говоря:  «Раз, два, три, четыре, пять – в детском садике опять» и снимает костюм Снегурочки.
Логопед: Ребята, какие слова мы сегодня подбирали?
Дети: Родственные .
Логопед: А какие это слова?
Дети: Родственными называют слова, похожие по звучанию и значению.
Логопед Правильно!
Слова, как родные,
Похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать
И вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
Вы сегодня активно работали,  и я дарю вам снежинки со стихами, которые вы выучите дома и расскажете другим ребятам.
Звучит тихая музыка, дети уходят.


Домашняя игротека «Родственники слова СНЕГ»

«Вспомни слова»
Цель: учить вспоминать группы родственных слов. развивать внимание, память, мышление.
1 вариант. Взрослый называет слово «СНЕГ» и кидает ребенку мяч. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово.
После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами.
2 вариант. Взрослый называет слово СНЕГ. Ребенок вспоминает родственное слово. За каждое названное слово ребенок получает фишку или поощрительный приз.

Назови лишнее слово»
Цель: учить находить «лишнее слово – не подходящее по значению ко всем остальным словам.
Взрослый называет родственные слова. Ребенок внимательно слушает, отыскивает и называет слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам.
Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.
Морозная, снежная, белоснежная, снегопад.
Снежки, снегопад, мороз, снежок
После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами.

«Вспомни-повтори»
Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного текста.

Невесомые снежинки            А в кормушке снегири       
Превратились в снегопад.            Зерна с крошками нашли.
На дорожки, на скамейки            Белоснежные сугробы
Мухи белые летят.                Все дорожки замели.
Дети лепят снежный ком,            Прячутся подснежники
Станет ком снеговиком.            Под сугробы снежные
Малыши в снежки играют,            А Снегурочка с мешком
Кто-то строит снежный дом.        Посыпает всех снежком.

Узнай слово по описанию»
Эту игру лучше проводить с использованием картинок.
Взрослый описывает предмет, а ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь и показать и назвать картинку.
- Это птица, она прилетает зимой, она черная, а грудка красная, любит есть семена, ягоды рябины.
- Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит к ним зимой с Дедом морозом.
- Дети лепят его из снега, он круглый, крепки, холодный, им можно кидаться, строить из них крепости.
- Падает с неба, белая, искристая, лучистая.
- Тело его состоит из трех комков: большого, поменьше и маленького, вместо носа морковка, на голове ведро.


«Объясни слово»
Цель: учить детей понимать и объяснять сложные слова.
Взрослый называет слова и объясняет ребенку из каких слов оно образовано. Затем предлагает ребенку сложить из двух слов одно и объяснить значение этого слова.

Снегопад (снег и падать) - снег падает с высоты.
Снегоочиститель (снег и чистить) - снег очищает с чего-либо.
Снегокат (снег и катить) - по снегу катит.
Белоснежный (белый и снег)

Шестакова Оксана Ивановна,
Учитель – логопед, 1 квалификационная категория
МДОУ «Ергачинский детский сад»
Пермский край, Кунгурский район,
п. Ергач

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год