Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
Здоровье
Автор: Постолова Галина Борисовна   
12.01.2015 22:23

Статья Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольниковС раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же входит в культурно - гигиенические навыки? Всё, что непосредственно связано с самообслуживанием: соблюдение чистоты тела, культура еды, культура общения с детьми и с взрослыми. Повторяя изо дня в день действия с принятием пищи, одеванием, умыванием, закладывая основы и первые представления об этикете и взаимоотношениях с окружающими людьми, педагоги и родители формируют, воспитывают культурно - гигиенические навыки у детей.

В нашем детском саду работа по данному направлению проводится  в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К  основным условиям успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей, например, особое значение имеет постоянство условий, значение места каждой нужной ему в течение дня вещи. В умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков мы используем показ и объяснение. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т.д.). Умелое руководство взрослых позволяет сократить время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т.д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Маленькие дети   склонны к подражанию, поэтому взрослые должны следить за собой и выполнять всё то, что прививается ребёнку. Также малыши очень зависимы от оценочных суждений взрослых, поэтому  взрослые должны чаще хвалить хорошее соблюдение культурно - гигиенических навыков. Не торопиться осуждать в случае конфуза - лучше направить течение процесса в правильное русло спокойным напоминанием порядка действий.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам.  В детском саду широко используются сюжетно - ролевые, дидактические игры, игры - драматизации: например,  "Наведём порядок", "Научим куклу Катю раздеваться", "Накроем стол к обеду", "В гостях у Мишутки". Большое влияние   оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор - именно они помогают создать и поддержать у детей хороший настрой.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Взрослым  необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Так ли уж важно уделять столько внимания воспитанию культурно - гигиенических навыков в дошкольном возрасте? Важно!!! Практика показывает, что дети, у которых сформированы культурно - гигиенические навыки в соответствии с возрастом успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год