Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Здоровье
Автор: Волкова Арина   
13.06.2015 20:37

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУИспользование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Соколова Т. В., заведующая МБДОУ г. Астрахани № 83, «Почётный работник общего образования Российской

Федерации», обладатель гранта мэра, Волкова А. А., учитель – логопед, педагог – психолог

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

 

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому внедрение инновационных технологий и внедрение оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Основу жизни составляет дыхание. Правильное дыхание — основа здоровья и долголетия. Все живые существа, и человек в том числе, с рождения дышат при помощи диафрагмы. Однако в экстремальных ситуациях, мы начинаем дышать грудью и животом одновременно, и наш организм испытывает недостаток кислорода. Для того, чтобы снять стресс и усилить иммунитет, человеку необходимо освоить технику правильного дыхания. В этом нам помогает метод биологической обратной связи (БОС – Здоровье). Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ с марта 2010 года после проведения обучающего семинара – практикума на базе нашего учреждения «Применение инновационной обучающей технологии БОС – «Здоровая Азбука» — учимся и оздоравливаемся в дошкольном учреждении по методике А. А. Сметанкина». Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.

Технология "БОС — Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 68 %) необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Задачи занятий: оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений; регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания; сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца; воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью.

Для использования оздоровительного компонента обучения используются учебные электронные пособия «Здоровая Азбука», «Здоровая Математика». Данные пособия подобраны по темам:

«Азбука», «Длинный и короткий. Большой и маленький», «Один — много.

Много – мало», «Числа и цифры», «Счёт, сравнение. Сложение, вычитание». Имеются тесты для проверки знаний по темам.

Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребёнок подстраивает своё дыхание.

Длительность занятий по системе «БОС – Здоровье» зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида занятия и спустя уже месяц таких занятий у ребенка хорошо получается выполнять дыхательные упражнения самостоятельно: на вдохе он плавно выпячивает животик, а на выдохе втягивает его. На экране монитора в прямоугольном окошке нарисована колбочка. Когда он вдыхает, колбочка полностью заполняется лазурно – голубым «воздухом», а когда выдыхает – становится совсем прозрачной. Затем картинка меняется. С каждым вдохом и выдохом ребёнка изображение наполняется яркими красками, деталями, узорами.

Технология используется для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.

На фронтальных занятиях используются упражнения, игры по отработке правильного диафрагмально — релаксационного типа дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений соблюдаются следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи
  • при заболевании органов дыхания в острой стадии.

Система занятий по методике БОС очень эффективна и даёт более высокие результаты только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, где — родители выступают участниками педагогического процесса, которые принимают участие в практикумах по обучению элементам правильного дыхания,

Дети совместно с родителями учатся расслабляться, исправлять дефекты голоса, нарушения звукопроизношения, контролировать себя.

Дети занимаются с особым удовольствием, они, играя, делают себя здоровыми.

Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье — так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни наше общество начало только осваивать и сегодня наше дошкольное учреждение делает в этом направлении уверенные шаги.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год