Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
"Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"
Здоровье
Автор: Бржецкая Светлана Олеговна   
25.09.2015 00:54

Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"

Мир детей... Яркий и наивный, неповторимый и сказочный, звуков и красок, необыкновенных образов и фантазий. Полноценно почувствовать и понять этот мир во всем его многообразии могут здоровые, сильные и жизнерадостные, развитые и воспитанные дети. И важным условием физического здоровья является соблюдение гигиены. У детей необходимо с младшего возраста формировать гигиенические навыки. В дальнейшем целенаправленно и регулярно учить детей следить за чистотой тела и внешним видом, чтобы к старшему возрасту они могли самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых могли: умываться, причесываться, пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, прикрывать рот, когда кашляют и чихают.

 

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М., Выготский Л.С. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

В педагогическом отношении культурно — гигиенические навыки — это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.

К культурно — гигиеническим навыкам относится: 1 умение вести себя за столом 2 навыки труда, бережливость 3 гигиенические навыки.

В младших группах детского сада воспитатели стремятся сформировать у детей культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания, забывая, что «культура поведения» — понятие широкое, предлагающее единство внешней и внутренней культуры. Пробелы в нравственном воспитании в младшем возрасте оборачиваются серьезными недостатками в старшем дошкольном возрасте, иногда требуют перевоспитания неправильно сформированных навыков и привычек поведения.

Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающие отношение к окружающим, к вещам, к себе. В повседневной жизни дошкольники самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя правила поведения, полученные в разных видах деятельности (занятие, труд, игра) умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами и говорит о прочности усвоение правил.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения, соблюдение общепринятых норм этикета.

Правильно воспитанный трехлетний ребенок без напоминания взрослых моет руки перед едой и после посещения туалета, не ест поднятые с пола крошки хлеба, печения, яблоки и другие продукты. Он не ест немытые фрукты и овощи, не берет их грязными руками, в перчатках и варежках.

Семья должна воспитывать в дошкольнике прочные навыки в поддержании чистоты тела, и прежде всего — лица, рук и ног. Утром и вечером ребенок обязательно моет лицо, руки, шею, проточной водой. Вначале он тщательно моет руки: смачивает их теплой водой, промывает, а потом смывает мыло, повторяя эту процедуру2-3 раза. Затем уже чистыми руками умывает лицо, руки, шею. Для ребенка выделяют два полотенца: одно для лица и рук, другое для ног. С гигиенической точки зрения недопустимо чтобы дети умывались в тазике, т.к. возможно инфицирование глаз, ушей, слизистой оболочки носа, кожи, лица.

Большое влияние на формирование культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления о том, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации из книг «Дети играют»; «Дорогие гости»; «Новенька» и. т.д.

В формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания даются детям в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. И самый важный момент, действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Особая роль в формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста принадлежит игровым приемам. Используя игровые приемы, воспитатель закрепляет навыки у детей, которые вырабатываются в повседневной жизни (возьмем куклу на прогулку, накормим обедом и.т. д.).

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие положительные эмоции у детей младшего дошкольного возраста, обеспечивает еще более высокую восприимчивость правил культурно- гигиенических навыков, закрепление их в опыте, побуждает младших дошкольников к самостоятельным действиям. При этом процесс формирования получается естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Через игру и непосредственно- образовательную деятельность воспитатель должен в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками дошкольника, дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни.

Чулкова Н.Ю. советует воспитателям обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…

В. Науменко.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год