Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
Здоровье
Автор: Левченко Ольга Сергеевна   
27.04.2014 01:40

Игры – экспериментирования  в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельностиИгры – экспериментирования  в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский,  пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, что бы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства …»
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении направленной цели. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. 
Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментов с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических  умений и навыков, навыком ЗОЖ.
Игры заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
· возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
· доступности содержания игр;
· сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действие детей;
· ориентации на обеспечении «культурной практики» детей в игре;
· сохранения продолжительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
· адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
· постепенного усложнения игр;
· цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию  содержания культурно гигиенических умений и навыков:
Цикл - «Водичка водичка»;
Цикл - «Я одеваюсь сам»;
Цикл - «Так привыкли мы к порядку».
Игры I цикла «Водичка, водичка…»
Игры – экспериментирование
«Чистящая вода»
Цели
· Получить и закрепить представления, что вода смачивает и очищает.
· Сформировать навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: широкая миска с водой, две салфетки: чистая и грязная; гуашь.
Игра - экспериментирование
«Делаем мыльные пузыри»
Цели
· Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет.
· Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, подносы.
Игра – путешествие
«Путешествие в страну Щеток»
Цели
· Обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки (обувная, швабра, зубная, для расчесывания), но цель одна – помочь человеку убрать грязь.
· Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы: разные щетки.
Игры II цикла
“Я одеваться сам могу”
«Что отражается в зеркале»
Цели
· Познакомить детей с понятием «отражение».
· Рассказать о необходимости использования зеркала для человека.
Материалы: зеркала, ложки.
Игра – путешествие
«Путешествие в страну Одежды»
Цели
· Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней.
· Пропрактиковаться в складывании одежды.
Материалы: картинки с изображением одежды, обуви головных уборов.
Игры III цикла
«Так привыкли мы к порядку»
Игра – путешествие
«Путаница, или Что для чего»
Цель
Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.
Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.
Игра – путешествие

«Путешествие в страну Игрушек»

Цель

Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении игрушки.

Материалы: разбросанные игрушки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год