Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
Здоровье
Автор: Анжела Анатольевна Винюкова   
19.01.2014 03:35

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельностиВведение.
Актуальность выбора темы: Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний  и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды  знаний, о  здоровом образе жизни,  среди родителей.
Актуальность объясняется  снижением здоровья  современных детей. Имеется ввиду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.


Охрана здоровья детей является важнейшее социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Объект исследования: является развитие познавательной активности у детей в усвоении основ здорового образа жизни и осознанного отношения к нему.
Предмет исследования: возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по пропаганде здорового образа жизни..
Цель исследования: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Гипотеза исследования: Процесс формирования  знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности может быть эффективным, если:
- разработать план работы, по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, включая различные виды деятельности.
-  закрепление полученных знаний в повседневной жизни.
- совместная работа с родителями.
Задачи исследования:
1 Анализ психолого – педагогической, методической литературы по данной проблеме исследования.
2 Диагностика по выявлению  уровня знаний и представлений  детей о здоровом образе жизни.
3 Количественная и качественная обработка результатов диагностики.
4 Практическая работа с детьми по разработанному плану
5 Работа с родителями
6 Контрольная диагностика в конце года.
7 Анализ результата работы.
Методологическая основа:
В своей работе опиралась на исследования основанные на теоретических трудах по проблеме воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста таких как  Ю.Ф Змановского, Лободина В.Т, Федоренко А.Д., Александровой Г.В., Кривых С.В.
Теоретическая значимость и новизна исследования: Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни. В формировании  осознанного отношения к своему здоровью,  а  не просто механическое  выполнение заученного материала.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и в семейном воспитании.
Глава 1. Теоретические аспекты  сущности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1    Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использования разнообразных форм, средств, методов и приемов.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирования навыков и привычек здорового образа жизни  как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно с детства научить ребенка  бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Известно, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ему навыки здорового образа жизни? Найти ответ на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенка надо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку  заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что формирование у детей представлений о здоровом образе жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.
Педагогика в тесном сотрудничестве с другими науками накопила некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа человека (Ю.Ф Змановский, В.В Кабанов, В.И. Сыренский, А.Г. Татарникова). Представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С.А. Козлова). Основ безопасности детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, Л.Н. Лагутеина) и др. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а степень жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Формирование здоровья дошкольников  является приоритетным направлением педагогической деятельности. Надо учить ребенка любви к себе, к людям , жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Известно, что здоровье сберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? Обозначив для себя проблему, я пришла к выводу, что при создании определенных условий, конечно возможно. Однако, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующие привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
1.    с детьми проводятся занятия по ОБЖ.
2.    осуществляется методическое обеспечение этих занятий.
Однако для меня обозначилось проблемное поле:
1.    необходимость проведения познавательных занятий в систему.
2.    необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения познавательного цикла на проблемно-поисковую.
3.    поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.
4.    поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.
5.    расширение объема содержания занятий.
Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? Я думаю те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств.  Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. и эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада.
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Глава 2. Система работы по формированию знаний и навыков у детей дошкольного возраста  о здоровом образе жизни.
2.1.Основные этапы и направления в работе.
Основная цель моей работы:
Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического благополучия.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Этапы работы:
1этап – констатирующий. Данный этап имел следующие задачи:
1.    Изучить теорико – методические аспекты воспитания  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 
2.    Определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни  у детей.
3.    Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в дошкольном учреждении.
4.    Дать детям доступные возрасту знания о рождении, развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья.
5.    Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
2 этап – формирующий. Формирующий этап имеет следующие задачи:
1. использование разнообразных форм и методов работы в  формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
2. Систематическое проведение дидактических, настольно – печатных игр, бесед с детьми экспериментальной группы.
3. Совместная работа с родителями.
3 этап – контрольный. Задачи контрольного этапа:
1.Проанализировать результаты экспериментальной работы
2. Разработать методические рекомендации.
Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходима определенная система знаний и умений, которые ребенок получит в процессе своей деятельности.
Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования таких знаний у детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.
Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путем четко продуманной системы работы, включающей, физкультурно-оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
С целью выяснения уровня знаний о здоровом образе жизни и определения содержания, форм и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, особое внимание акцентировала на степень сформированности культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, беседы, игры  здоровье сберегающего характера.
Диагностические задания состояли из 3 направлений, в каждое направление входило по 2 части. Проведение мониторинга проходило  по трем уровням : высокий (самостоятельно справляется со всеми заданиями) 3балла, средний (с заданием справлялся при помощи взрослого) 2 балла, низкий ( самостоятельно с заданием не справляется или выполняет их в совместной деятельности со взрослым) 1 балл.  (приложение №1)
- определение представлений детей о строении тела и его функциональном значении:
1.диагноститеческую игру «Что это? Покажи у себя».
Игровая задача: игровой персонаж Незнайка задает ребенку вопросы по названиям органов тела. Дети должны
назвать и показать их расположение.
2.диагностическая малоподвижная игра «Что мы умеем»
Игровая задача: Незнайка спрашивает: «Что умеют делать наши руки?....пальчики?....ноги?...глаза? и т. д. Дети должны назвать и показать пантомимой само действие. Например: глаза могут смотреть, хлопать ресничками, закрываться (спать) и т.д.
- Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи:
1. диагностика проводится в повседневной жизни группы. Просматривала выполнение гигиенических процедур в течении дня.
2. Диагностическая беседа «Как помочь мишке?»
Игровая задача: Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол». В беседе с детьми выяснить, какую помощь они могут оказать мишке. Дети должны показать знания : смазать йодом, приложить чистый платок или салфетку, позвать взрослого на помощь, вызвать врача.
- ОБЖ: Поведение в опасных ситуациях:
1. Диагностическая беседа «Как правильно поступать?».
Игровая задача: Чтение стихотворений детям А. Барто «Наша Таня» и «Идет бычок». Дети должны оценить поведение персонажей: правильно – неправильно, при помощи взрослого сделать заключение «как надо правильно поступать в опасной ситуации».
2.диагностическая игра – тест «Можно - нельзя».
Игровая задача: Дети с помощью Незнайки раскладывают картинки с опасными и неопасными ситуациями в две строки.
Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений. Составила перспективный план работы с детьми и их родителями.(приложение №2). Затем я начала работу над созданием и пополнением развивающей среды. Ведь развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного значения. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, я исходила из необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов
среды и действий с ним, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которым ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач здоровье сберегающего содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами поощряя его действия.
Процесс воспитания здоровому образу жизни обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса.
Я пополнила в группе центр двигательной активности, оснастила атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась поместить оборудование так, чтобы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Также оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры  такие как:
- Назови и покажи по порядку.
- Ласковое слово.
- Кто больше знает слов.
- Кто больше назовет действий объекта.
- Украсим слово. И т.д.
Уголок тишины и покоя, где ребенок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать   развивающую среду ,с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении укрепления, сохранения и поддержания здоровья.  Характер моего взаимодействия с ребенком в  среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
2.2.Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением суммой определенных знаний, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми.
Углубленную работу по воспитанию здорового образа жизни у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления веду третий год. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Даю детям в доступной для них форме элементарные знания, закрепляя их на практике.
Вначале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играли в настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т.д. При знакомстве с частями тела человека, старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. 
В содержании работы по формированию представлений о здоровом образе жизни значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкальные. И т. д.
На познавательных занятиях знакомила детей с элементарными научными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи при травмах, безопасности поведения. В старшем дошкольном возрасте проводила занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Все занятия являются комплексными, на них одновременно реализуются несколько видов деятельности. Практически в каждое занятия включены игры. 
Мною разработаны конспекты занятий с использованием сказок, в которых маленький смешной человечек рассказывает о том, как устроен и работает организм человека. Кроме того, он дает полезные советы по правильному питанию и уходу за своим телом. В конце каждого занятия мы обсуждаем полезные кулинарные рецепты и проводим оздоровительные физические упражнения. (приложение №3) Тематика занятий разная: «Хорошо – плохо», «Маленькие человечки», «Линия жизни человека»,
« Знакомство со строением человека», « Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу», «Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать» и др.( приложение №4)
Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу закрепляли последовательность одевания, обсуждали, зачем завязывать шапки, одевать рукавички и т.д. Так же я стараюсь в работе с детьми широко использовать художественное слово. Хорошо помогают  пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз».  Знакомя детей с  загадками,  сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций широко использую художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
Все занятия, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, старались отражать все части тела человека, лепили животных и человека.
Я старалась научить детей использовать полученные знания  в повседневной жизни, используя игры соответствующие возрасту. Поэтому , изучая каждую выбранную тему, я использую различные виды игр, благодаря которым у детей формируются необходимые знания. Для закрепления ранее полученных знаний я применяю сюжетно-ролевые игры.
Во – первых, сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств дошкольников, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку еще не доступны. Л.С. Выготский писал по этому поводу, что в творческой ролевой игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, он как бы на голову выше самого себя. В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков. Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому, что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка, оказывает влияние на его реальное поведение.
Во-вторых, сюжетно-ролевая игра способствует формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Ребенок поступает в игре нравственно, потому что взятая на себя роль взрослого побуждает действовать определенным образом. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр  дети накапливают опыт положительного отношения к окружающим (взаимопомощь, чуткость, доброжелательность, бережное отношение к своему и чужому здоровью).
В-третьих, игра источник формирования социального сознания ребенка. С помощью игры идет действенное освоение знаний о жизни взрослых, событиях, о нормах поведения.
Таким образом, игра не только впитывает в себя знания детей об окружающем, но и является средством уточнения, обогащения, углубления полученных представлений, в игре знания детей становятся  связны.
В своей работе я использовала такие игры как: «Больница», «Научим своих детей вести себя правильно», «Как правильно сделать перевязку».
Кроме сюжетно-ролевых игр в работе использовала дидактические игры: «Умею – не умею», «Назови ласково», «Кто больше знает слов» и т.д.(приложение№5) Игры –конкурсы «Сколькими способами может передвигаться человек», «Сколькими способами можно напиться», «Сколькими способами можно есть хлеб» и т.д.(приложение №6) Игры пропагандирующие подвижный образ жизни: «Море волнуется раз», «Мы спортсмены», «Попади в цель». ( приложение №7)
Особенно хорошо закрепляются полученные знания на корригирующей гимнастике после сна, которую проводила ежедневно. Ребята делали массаж и самомассаж, где закрепляли названия частей тела. Например: руки (правая, левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, подбородок, нос, лоб, брови и т.д. Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев. Многие дети неправильно и неохотно делают упражнения для дыхания. Для того чтобы они с удовольствием выполняли их, использовала воздушные шарики, кассетную ленту, бумажные игрушки на нитках.
Так же, я считаю, немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание. Закаливание является важным средством укрепления здоровья и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и  отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В своей группе я использую такие методы закаливания как: 
-многократное мытье рук, умывание в течении  дня прохладной водой
-полоскание рта после приема пищи, водой комнатной температуры
-  практиковала массаж стопы и ходьбу босиком по массажным коврикам, мокрым полотенцам
- вместе с  медицинским персоналом  делали обливание ног перед дневным сном.
Такая организация закаливания не требует специальных условий, времени. А главное, систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.
Корректирующая гимнастика и закаливающие процедуры дали низкую заболеваемость в нашей группе. Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали  осторожнее в конфликтных ситуациях, делали друг другу замечания: «А если бы стукнулась головой», « Не брызгайся водой, а то поскользнешься и упадешь», «Глаза – наши помощники, надо их беречь» и т.д.
Очень любят дети физкультурные занятия, которые являются основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, («Колобок», «Мы мячики») дети предоставляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения.  Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».
От меня зависит эмоциональный настрой на занятиях, при проведении игр и т.д., поэтому с детьми стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к своим воспитанникам.
При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей: если они возбужденные, голос мой негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговор громким и веселым голосом. Стараюсь заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются экскурсии и прогулки. Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребенка. Непременным условиям успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:
- разнообразные наблюдения;
- дидактические занятия;
- трудовые действия;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- индивидуальная работа.
Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараюсь:
-не допускать сокращение времени пребывания на открытом воздухе;
-обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.
Я придерживаюсь мнения, что  мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное любовь к детям делают экскурсии, прогулки удивительными и неповторимыми.
Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует возбуждение, дети не отказываются от еды, они быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
В процессе работы с детьми стараюсь соблюдать все режимные моменты. Даю детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняю детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Таким образом, каждый режимный момент для меня это временный ориентир к постепенной смене деятельности. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Я постепенно прививаю детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для этого. Большое значение имеет внешний вид окружающих. Всегда помню о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому я стараюсь быть для них достойным примером. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены даю детям различные поручения. Заметила, что навыки становятся прочными, если закрепляются постоянно в разных ситуациях. При этом руководствуюсь основным требованием – главное, чтобы ребятам было интересно, и они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем и конечно в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду, и самим  подавать пример всегда следуя правилам.
Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремиться проявлять ее.
Я считаю, что планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе.
Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников осуществляю, придерживаясь следующих принципов:
- Системный подход – воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач по формированию здорового образа жизни  у детей возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
- Деятельностный подход. Формирование представлений о здоровом образе жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми
- Принцип «Не навреди» предусматривает использование в  работе только безопасных приемов оздоровления.
- Принцип гуманизма. Признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями и знаниями о здоровом образе жизни: «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
2.3. Организация работы с родителями:
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей формирование представлений о здоровом образе жизни детей в детском саду невозможно.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми.  А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дом – это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей. их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  Поэтому, я считаю своей обязанностью и прошу об этом родителей, так же дома подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно – гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды), знают правила личной безопасности, а так же основные правила здорового образа жизни.
Дошкольное учреждение – также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Поэтому,  большое внимание я уделяю взаимодействию с семьей.
С целью выяснения уровня валеологической культуры у родителей я провела анкетирование. (приложение №8) Анализируя ответы на анкету, выяснила, что запас знаний у родителей по данной теме, увы не велик. Но интерес есть, помощь им нужна. Не стоит обвинять родителей в беспечном отношении к детям и искать причины болезней, плохого самочувствия ребенка только в семье. Я считаю, лучший способ повысит заботу родителей о детях – показать любовь к их ребенку со стороны педагога и собственный интерес к его здоровью и развитию. Не следует допускать жалоб на ребенка и отрицательных характеристик, лучше фиксировать внимание на том особенном, что отличает ребенка от других и удивить этим знанием родителей.
Я всегда стараюсь найти время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье, в дошкольном учреждении.  Источником информации в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения, в них, как правило отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития.(приложение №9)
Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т.д.
Заключение:
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. И я  стараюсь в своей работе приучать дошкольников соблюдать все эти правила, то есть: правила личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями, создать устойчивый стереотип правильного поведения. Поэтому я считаю своей обязанностью и прошу об этом родителей, так же дома закреплять дома предъявленные к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходу к ребенку. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками, знают правила личной безопасности, а также основные правила здорового образа жизни, значительно снизился уровень заболеваемости.
Итак: как показала практика, планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни стараюсь учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни предусматривает обновление педагогических технологий. Отход от прежней цели образования – формирование научных знаний об окружающей действительности. На современном этапе ребенок – активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно – исторического опыта предшествующих поколений.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста,  определена следующими показателями:
1.    Снижение заболеваемости.
2.    Рост психического и физического здоровья
3.    Повышение двигательной активности
4.    Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
5.    Общая подготовленность к обучению в школе.
6.    сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
В процессе проделанной работы наметились положительные результаты:
- для детей
Сформированные навыки здорового образа жизни.
Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- для родителей
Сформированная активная родительская позиция.
Повышение компетентности родителей в вопросах здоровья.
Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 

Использованная литература:
1.В.Т. Лободина, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова.       «В стране здоровья». Программа эколого – оздоровительного воспитания дошкольников (для работы с детьми 4-7 лет). Издательство « мозаика – синтез» 2011г.
2. И.М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (для работы с детьми 2-7 лет). Издательство «мозаика – синтез» 2009г.
3. Н.С. Голицына. ОБЖ для младших дошкольников. Издательство «скрипторий 2003» 2010г.
4. Е.В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). Детство – пресс 2010г.
5. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. Развитие речи. «вако» 2005г.
6. Т.Ю. Яновская. Как устроен человек? История для детей. «феникс» 2000г.
7. А.И. Иванова. Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Издательство «сфера» 2010г.
8. В.А. Ананьев Введение в психологию здоровья. СПб БПА1998
9. Т,Г, Карелова Формирование здорового образа жизни. издательство Учитель 2009г.
10.  Л.Г. Татарникова Педагогическая валеология. Тезис. Тенденция развития. Издательство 2 – е исправлено и дополнено СПб Петроградский и КО 1997г.
11.  Л.И. Августова, В.А. Ананьев, Н.Е. Водопьянова Психология и здоровье под редакцией Т.С. Никифоровой.
12. И.И. Брехман Введение в валеологию – науку о здоровье. «Наука» 1987г.
13.Детские подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада. Составитель А.В. Кенеман. Под редакцией Т.И. Осокиной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год