Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
Занятия по теме "Зима"
Автор: Лидия Сангаджиевна Сангаджиева   
14.01.2014 18:29

 Конспект занятия «Покормите птиц зимой»воспитателя  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Олинская  средняя образовательная школа»
Сангаджиевой Лидии Сангаджиевны
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ.    Лиманский район, село Оля

Программное  содержание: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей  между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им . Упражнять   в употреблении    сложных  прилагательных;  в  согласовании    существительных с местоимениями. Расширять  словарный запас.
Материал: Иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись пения птиц . Зима (кукла, одетая по зимнему).
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

Ход занятия
Воспитатель: читает стихотворение О .Высотской   «Мастерица зима».
Пришла зима, хлопочет:
Укутала  в снега
Все кочки и пенёчки
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела  шубу
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
Они  не улетели.
А выдержат мороз?
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»Воспитатель: Как называют птиц , остающихся на зиму? (ответы детей).
Звучит  музыка , появляется Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я , как  к зиме приготовились реки и озёра. Что я увидела? Земля и деревья тоже  приготовились к зиме. А вы знаете как ? Животные  и те приготовились  к встрече  со мной, а как ? ( Ответы детей). Хочу сейчас смотр  птицам  устроить. Что это за птицы, смелые да выносливые , что  меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите . (Воробьи, вороны, сороки ,синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки).  
Интересно мне узнать: как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот , например, кто это?
Маленький   мальчишка
В сером  армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует.
Дети: Воробей.
Воспитатель: Верно, а как он выглядит?  (Показывает иллюстрацию.)
Воробей-маленькая , очень подвижная птичка с округлой головой,  короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твёрдый, к концу заострённый; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. Вхолодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же  они  зимуют? (В щелях стен,
1. . Где же  они  зимуют? (В щелях стен, под крышей, в заброшенных гнёздах.
2.  Где они пищу находят? (Во  дворах, на свалках, в кормушках.)
3.Вы слышали , какие они звуки издают?  (Включает аудиозапись чириканья.)
Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит « чир-р»-и воробьи улетают.
Зима:             Эта птица-непоседа
Одного с берёзой цвета.
Кто это?
Дети: Сорока.
Воспитатель:  Как она выглядит? (Выставляет  иллюстрацию). Сорка –крупная птица                                                                  с  красивым  чёрно-белым оперением. Окраска перьев на голове , крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая , отсюда её прозвище сорока- белобока. Хвост длинный , ноги большие, сильные, клюв изогнут  книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером. Кто знает, почему  её называют сорокой-воровкой? (Любит  блестящие вещи, уносит их и прячет). Где  она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издаёт сорока? (Включает аудиозапись). Напоминают эти звуки  треск,  стрекот.                                                                                                         
Зима:  Какую пользу приносят сороки?
Дети: Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнёздах    селятся мелкие птицы.
Зима:                Она маленькая птичка,
И зовут  её….
Дети: Синичка
Воспитатель: (Выставляет иллюстрацию). Как она  выглядит? (На голове чёрная  шапочка, щёки белые, на горле и брюшке  черная полоса- галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое,  крылья и хвост серые.) Где синички  устраивают  гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов , синичниках .) Какие звуки они издают? Послушайте (включает аудиозапись.) Много ли они насекомых уничтожают? (Столько , сколько сами весят.)
Зима :                                                         Красногрудый , чернокрылый,
Любит зернышки клевать .
С первым снегом на рябине
Он появится опять .
Кто это?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: ( показывает иллюстрацию).  Почему эта птица называется  снегирь?   (от  слова снег).Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под  клювом  черные.)  Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье  и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное ,  а  у снегирихи-серое , клюв короткий, толстый, черный. Зачем   снегирю толстый , короткий  клюв ? ( Расклёвывать ягоды   рябины  и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.) Посмотрите , какая красивая птица снегирь ! Она малоподвижная , по земле скачет короткими прыжками, ныряет  в  снег и купается. Послушайте, как она поет (включает аудиозапись).
Зима:      Я  по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой ,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это ?
Дети:  Дятел.
Воспитатель: (показывает иллюстрацию). Какой красивый !  Кто хочет описать его  ?  (Верх тела –головы, шеи, спины и крыльев –у него черный, а на голове и  шее  белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы , от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела  белый, подхвостье  и  темя  красные ). Как вы  думаете, дятел  хорошо летает  ?  (Нет.) А где проводит большую часть времени ? (На дереве.)    Какой  клюв  у  дятла и зачем он ему нужен ?  (У  дятла  крепкий   клюв,  им  он  стучит  по  стволу  дерева  ,  долбит  кору  и  вытаскивает  из-под  неё  длинным  липким   языком  насекомых  и  их  личинок,  долбит  шишки .)  Только  дятел  может  уничтожить  столько  насекомых ,    живущих  в  коре деревьев . Дятла   считают  санитаром  леса .   
Зима:    Кто  там прыгает , шуршит,
Клювом  шишки  потрошит.
Голоском  речистым, чистым
Кле-кле-кле- поёт  со  свистом ?
Дети:  Клест.
Воспитатель : (показывает  иллюстрацию).  Это  необычная  птица , опишите  её .  (Окраска  оперения у  клеста  оранжево- красная  ,  крылья  и  хвост  буро- черные , самка  зеленовато-желтая.)   Посмотрите ,  какой  у  него  клюв :  надклювье  и  подклювье  изогнутые  и  перекрещиваются  между   собой , таким  клювом  удобно  щелкать  орешки .  Клест-единственная  птица ,  которая  выводит  птенцов  зимой . Эти   птицы  птицы  строят  тёплое  гнездо  для  птенцов  на   деревьях  .  Как поют  клесты ?  (Кле-кле-кле.) 
Зима:    Носит  серенький  жилет ,
Но  у  крыльев – черный  цвет.
Видишь  -  кружат  двадцать  пар
И  кричат :  кар-кар-кар .
Дети:   Ворона .
Воспитатель :  (показывает  иллюстрацию ).  Опишите  её . (Черная голова,  горло,  крылья,  хвост ,  остальное  оперение  серое  .)  Днём  они  промышляют  в  городе  ,  а   на   ночь  улетают  в  пагк  и  ночуют  на  деревьях .  Давайте  поиграем  в  ворон  .
Проводится  физкультминутка .  Воспитатель  читает  стихотворение :
Вот  под  елочкой  зеленой  
Скачут  весело  вороны :
Кар-кар-кар.                                                                                                                   Дети бегают , размахивают руками  и  кричат :  Кар-кар-кар.                   
Целый день   они  кричали,               
Спать ребятам  не  давали:
Кар-кар-кар.
Только  к  ночи  умолкают
И  все  вместе  засыпают .
Дети  садятся  на  корточки  ,  кладут  руку  под  щеку  -  засыпают.

Зима :  Много  интересного  вы  вы  про  птиц  знаете .  Я  хочу  вам  по-другому  загадки  загадать.  Отгадайте ,  что  за  птица ? 
Дети отгадывают загадки , воспитатель ставит в ряд соответствующие иллюстрации с изображениями птиц.
Зима. Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой. (Воробей.) Красногрудый, толстый, малоподвижный . (Снегирь.) Твердоклювый , красноголовый , пестрокрылый , трудолюбивый. (Дятел.) Ловкая , подвижная , чернохвостая , белобокая.(Сорока.)     Чернохвостая , чернокрылая , горластая разбойница. (Ворона.) Маленькая , на брюшке черная полоса , юркая , ловкая.(Синица.)С крестообразным клювом ; только она зимой птенцов выводит. (Клест.)
Если дети путают названия птиц , можно провести дидактическую игру «Кого не стало».                         
Воспитатель. Все птицы разные. Снегирь малоподвижный ,а синица… У синицы клюв тонкий , а у дятла… Ворона большая , а воробей… Клест нарядный , а воробей… Синицы высиживают птенцов летом , а клест…
Дети отвечают на вопросы педагога.
Воспитатель. Если снегирь мало двигается , то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова , то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок , то она какая? (Белобокая.)  Если у сороки черный хвост , то она какая ? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (Красногрудый.)  
Про кого из зимующих птиц можно сказать мой (клёст, дятел ,снегирь, воробей, голубь…)  , моя (ворона , синица , свиристель , овсянка..), мои? Вы запомнили, кто как поёт? (Воробей – чирикает, Сорока -стрекочет  , голуби – воркуют, ворона – каркает , клест – свистит.)
Зима. Давайте устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть?
В игре могут участвовать 2-3 ребёнка . Каждый участник выбирает. Какой птицей он будет, и рассказывает о себе.
Воспитатель. Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья , поля , огороды;  радуют песнями , украшают природу.) Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.   
Воспитатель читает стихотворение .  А. Яшина «Покормите птиц.»
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Зима. Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю  вам носы и щёки , да и бегать , чтоб согреться , заставлю! До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год