Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
Нарушение зрения у детей
Автор: Лезжова Ольга Владимировна   
28.07.2013 16:04

В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролемЛезжова Ольга Владимировна
Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г.Москва Россия

Растить здорового физически развитого ребенка главная забота  каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте.  Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями  для укрепления, развития и сохранения  своего здоровья.  Всем взрослым принимающим непосредственное участие в развитие ребенка необходимы определенные знания об особенностях развития детей с нарушением зрения.
Физическое развитие детей с нарушением зрения  в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Например  в  силу нарушенного восприятия предметности окружающего мира и затрудненного ориентирования в пространстве, особенно в процессе передвижения , для них характерен ( в большей степени чем детям с нормальным зрением)  малоподвижный образ поведения. Они стараются меньше бегать, прыгать и т.д. У них  преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений :


- ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
- напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
- ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения - 0,5-1 минута.
- медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
Важно отметить, что в дошкольном возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — "пальчики здороваются", изображения пальцами силуэтов зверей ("козочка", "зайчик", "собачка") и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.
Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, приведен ниже.
К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку.
К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать "ласточку" без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.
На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются.
У дошкольников с особыми возможностями здоровья  отмечаются отклонения в физическом развитии. Нередко они  отстают  в развитие моторики и речи.
Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
Для детей с нарушением зрения  при занятиях физкультурой и спортом существует  ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые  необходимо знать при построении  работы, чтобы не навредить ребенку.
Например:
•    При  миопия  и гиперметропия слабой степени, аккомодационном косоглазие, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять  - большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы.
•    При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2, подготовительная группа) -  рекомендовано бегать  на время (1 - 2.5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может); щадящие  прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку  с приземлением на носок; наклоны вперед туловище параллельно полу руки в сторону  на пояс  к плечам голову не опускать; медленные повороты и наклоны головы; медленные повороты туловища с поворотом головы; статистические упражнения выполнять как динамические например при сколиозе в и. п.- лежа на животе “лодочка”;
лазание по гимнастической стенке без задержки на ней; кувырки в сторону.      Противопоказаны -  бег на скорость ускорения соревновательный бег;
прыжки в длину высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой) с высоты;
наклоны назад любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик) ходьба в мостике вперед глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища с поворотом головы; натуживания/ напряжения
а) поднятие тяжестей набивных мячей штанги и т.д.,
б) статические упражнения.
в) длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые;  кувырки вперед и назад; стойка на лопатках “березка”; эстафеты и игры соревновательного характера участие в соревнованиях 
Не следует забывать про вид косоглазия , так детям со  сходящимся косоглазием  при ходьбе по скамье бревну смотреть вперед при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх  при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть Смотреть перед собой вниз на предмет в руках на нос - нельзя
Детям с  расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну смотреть вниз  при игре в мяч выполнять броски в цель вперед - вниз  при наклоне головы назад.- глаза закрыть Смотреть вдаль вверх (вдаль)- нельзя.
•    Детям, имеющим офтальмологический диагноз - миопия высокой степени
тяжелую патологию органа зрения после экстракции катаракты (афакия атифакия) дистрофия птоз; нистагм (3,специальная группа) рекомендовано следующие - медленный бег легкие общеразвивающие упражнения игры малой и средней подвижности ЛФК пальчиковая гимнастика дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказание те же , что и в предыдущей группе детей только  список определяется более индивидуально.
•    Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки,  такими как -  отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями,  в послеоперационном периоде (4, Освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая дыхательная гимнастика ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижностивсе остальные упражнения запрещены.
•    Слабовидящим детям(5, группа) с остротой зрения 02 на оба глаза, дети с окклюзией с остротой зрения менее 005.  Показаны все упражнения в соответствии с программой с учетом  возраста и возможностей детей.
Дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку, поэтому взрослым необходимо заботиться о чистоте воздуха в помещении, где проходят физкультурные занятия, соблюдать  рекомендации специалистов, при построении развивающей и оздоровительной работы с таким контингентом детей.      
Своевременно и правильно подобранные нагрузки и содержательная часть комплекса физических упражнений, систематические и регулярные занятия физкультурой и спортом в дошкольном учреждении, а так же дома с родителями    помогут улучшать физическое состояние    детей и укреплять их здоровье. Дорогие педагоги и родители развивайте и укрепляйте здоровье ребенка  в дошкольном учреждении и дома: под своим чутким контролем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год