Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
Адаптация
Автор: Рожман Агния Константиновна   
25.08.2015 06:35

Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возрастаОрганизация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В.А. Сухомлинский

При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта об-щения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режи-мом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, нали-чие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрес-сия и т д.

 

Адаптация – от латинского «приспособляю». Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Це-лью любой адаптации является устранение или ослабление разрушающего дейст-вия факторов среды.

Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в од-ной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.

Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, соци-ально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальней-шее развитие.

Исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие про-исходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольни-ков. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую.

Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего воз-раста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
  2. Способствовать формированию положительных черт характера;
  3. Развивать коммуникативные способности детей;
  4. Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрос-лыми детского сада.

В первый год работа начиналась с изучения литературы о преемственности и об особенностях общения детей раннего возраста.

В ходе изучения литературы для эффективной работы по преемственности нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:

  1. Взрослые должны быть заинтересованы, увлечены, а так же уметь взаи-модействовать друг с другом;
  2. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;
  3. Важно учитывать добровольное участие детей;
  4. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, само-стоятельность, инициатива и готовность помочь;
  5. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие иг-ры и взаимодействие детей);
  6. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие разви-вающего эффекта;
  7. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
  8. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
  9. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.

В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и от-ношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им бы-стрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доб-рожелательными.

Свою работу начинали по заранее составленному плану на год. План соста-вили с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая закан-чивается к ноябрю.

Весь план подразделяется на этапы:

1. Подготовительный этап.

  • На данном этапе проводятся встречи педагогов двух групп с целью обсудить особенности детей разного возраста.
  • Соотносятся циклограммы групп раннего и старшего дошкольного возраста, т.е. определяются временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени.
  • Проводится работа с родителями (анкетирование, родительские собрания) с це-лью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.

2. Основной этап.

  • Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов: подвиж-ные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совме-стных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке.
  • Взаимодействие со специалистами: постановка сказок с участием детей двух возрастов, совместные физкультурные и музыкальные занятия и развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возрас-та.

3. Заключительный этап.

  • Посещение подготовительной группы детьми раннего возраста в мае с целью оз-накомления малышей с новой группой. Ребята имели возможность побывать в различных помещениях: раздевалке, спальной комнате и др., рассмотреть и по-играть с новыми игрушками.
  • Знакомство с няней.
  • Совместное чаепитие.

По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помо-щью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них со-трудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, развивать выдержку и ловко двигаться.

Положительным моментом является интеграция и взаимодействие воспита-телей и специалистов. Воспитатели групп продумывают содержание встреч, готовят детей к ним, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Музы-кальный и физкультурный руководитель создает положительно эмоциональную атмосферу.

Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмо-ционального комфорта младших детей в группе.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста», – 2003г.
  2. Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста». «Дошкольное воспитание» – 2006г. № 1 (стр. 34-37).
  3. Пыжьянова Л. «Как помочь ребенку в период адаптации». «Дошкольное воспи-тание», – 2003г. № 2 (стр. 5-7).
  4. «Успешная адаптация. Как ее измерить?» – журнал «Обруч» – 2000г. – № 3.

Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Лесовичок»

Воспитатели: Холодова Ольга Владимировна, Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2015

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год