Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Дефектология
Автор: Грязных Светлана Николаевна   
22.06.2015 13:20

«РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»«РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Воспитатель I квалификационной категории: Грязных Светлана Николаевна

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.

В последние годы отмечается значительный рост количества

детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

 

Скачать конспект

К числу актуальных, но всё ещё не исследованных проблем следует отнести проблему исследования одной из важнейших психических функций – памяти, в частности, изучение вопросов по развитию произвольного запоминания у старших дошкольников с ЗПР.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания — установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.

В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах начинают самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию осуществляется не спонтанно, он определяется условиями жизни и деятельности ребенка и, прежде всего, воздействиями взрослых.

Формирование произвольности запоминания является важнейшим возрастным новообразованием на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Обеспечение психолого-педагогических условий для достижения детей с ЗПР определённого уровня произвольного запоминания – важнейшая задача коррекционно-развивающего обучения.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими способами запоминания.

Успешность заучивания у детей с ЗПР в большей мере зависит от того, в какой форме предъявляется материал, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Таким образом, недостатки их памяти, прежде всего, отражают слабость их мыслительной деятельности.

В работе по развитию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития разработаны дидактические игры таких авторов как З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок.

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры являются её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре.

Таким образом, одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.

Комплекс игр на развитие произвольной памяти.

Игра «Составь картинку».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Проведение игры.

Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.

Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27, 5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.

Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте.

Игра «Запомни геометрические фигуры».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.

Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.

Игра «Домики».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.

Второй вариант.

Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков тот, который подходит к ранее показанному домику.

Игра «Найди пару».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция: «Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После выполненного действия, дети проверяют его правильность.

Второй вариант.

Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички, чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставлены по два, чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы. После окончания игры дети меняются местами.

Игра «Помощники».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: предметные картинки.

Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка, пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет поручение.

Игра «Я положил в мешок».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу, произнесёт, потом будет говорить свою фразу».

Игра «Не пропусти слово».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки.

Игра «Коврик для куклы».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Проведение игры: 1-ый вариант: предложить детям сделать коврик для куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик нужно сделать: «Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и выкладывают ковёр.

2-ой вариант: «Слушайте и запоминайте, в середине круг, сверху четыре квадрата, снизу четыре квадрата, слева три овала, справа три овала».

Игра «Магазин ковров».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: карточки с геометрическим орнаментом.

Проведение игры: предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров», ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ. Например: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга, снизу четыре круга, слева два квадрата, справа два квадрата». Дети вместе проверяют правильность выполнения задания.

Игра «По порядку становись!»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Материал: счетные палочки.

Проведение игры: Предложить ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Игра «Конструирование фигур»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Материал: счетные палочки.

Проведение игры: Ребенку предлагается рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Материал: мелкие предметы или картинки.

Проведение игры: На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, убирают один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предметами или картинками.

Игра «Запомни рисунки»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Материал: картинки с геометрическими фигурами.

Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.

— На верхней картинке представлены разные фигуры. Инструкция: «Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке».

Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.

Игра «Шалунишка»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Проведение игры: На доске нарисованы различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры). "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя на листочке.

«Найди фигуру»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Материал: маленькие карточки с фигурами цветными и белыми 2 комплекта.

Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами из них две цветные, другие белые. Ребенку дают инструкцию: «Запомни фигуры на карточке, а затем найди точно такую же карточку».

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок находит идентичную карточку.

Литература:

  1. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова. // Коррекционная педагогика. – 2003. № 2 — С. 33 -43
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития / Н.Ю. Борякова. — М.: Гном-Пресс, 2003. — 64с.
  3. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. — М.: Альфа, 2003. – 136с.
  4. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры / З.М. Богуславская, Е.О Смирнова — М.: ВЛАДОС, 2005. — 207 с.
  5. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др. – М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
  6. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2003. – 180с.

«Заштопай коврик»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

«Магазин ковров»

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

«Запомни рисунки»

Цель: развитие объема кратковременной памяти.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год