Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
Дефектология
Автор: Бронникова Ольга Леонидовна   
14.08.2015 23:44

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.

Из опыта работы МДОУ д/с № 68 г. Белгорода. О.Л. БРОННИКОВА учитель-логопед

На основании письма Минобразования России от 27. 03. 2000 г. № 27/901 – в нашем детском саду был создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП (к)), который полностью укомплектован всеми необходимыми специалистами.

Целью ПМП (к) является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, в состоянии соматического и нервно-психического здоровья.

 Скачать конспект

В ПМП (к) обращаются как родители детей, так и воспитатели дошкольного образовательного учреждения, в группах которых находятся воспитанники, нуждающиеся в дополнительном коррекционном обучении. Обследование специалистами проводится на основании договора между МДОУ и родителями детей.

По данным обследования все специалисты составляют заключение и разрабатывают индивидуальный план занятий с обследованным ребёнком.

Документация, регламентирующая деятельность специалистов ПМП (к) и формы её учёта, определены письмом Минобразования России.

Как правило, в нашем МДОУ, куратором детей, представленных на ПМП (к) и обследованных специалистами, назначается учитель-логопед. Он координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.

Учитель-логопед, как и другие специалисты, обследует каждого ребёнка сразу при его поступлении в дошкольное образовательное учреждение, так как уже в раннем возрасте можно диагностировать тяжёлые нарушения речевой и мыслительной деятельности. Ранняя диагностика, раннее начало коррекционной работы и, при необходимости, медикаментозное лечение стимулируют компенсаторные возможности организма; лабильность, податливость детской психики и недолговременность, в силу возраста, например, речевого дефекта, позволяют достигать желаемого положительного эффекта.

По результатам обследования ребёнка учитель-логопед составляет индивидуальный план работы с ними, включающий все аспекты общего развития и развития устной речи. На первом этапе работы большое внимание уделяется преодолению общей моторной неловкости, формированью тонкой моторики пальцев рук, подготовке артикуляционного аппарата к правильному звукопроизнесению и развитию фонематического восприятия. Для выполнения поставленных задач учитель-логопед использует уже разработанные специалистами комплексы – гимнастику для пальцев рук, артикуляционную гимнастику, упражнения для крупных частей тела и по координации движений.

На этом этапе одна из основных ролей принадлежит инструктору по физической культуре. Помимо групповых, он проводит индивидуальные занятия с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений.

Поскольку у детей с отставанием или нарушениями в развитии резко снижен познавательный интерес, инструктор по физической культуре в процессе проведения индивидуальных и подгрупповых занятий использует игровые приёмы, так как деятельность маленького ребёнка протекает в игре, в движениях. Игра также предполагает общение, удовлетворение потребности детей в эмоциональной нагрузке. По опыту работы известно, что воспитанники, имеющие разноуровневые нарушения здоровья, закрепощены, скованы, плохо идут на контакт. Инструктор подбирает игры и упражнения таким образом, чтобы дети смогли раскрепоститься, проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя в игре и, как результат, повысить свою самооценку, уверенность в своих силах.

Кроме индивидуальных коррекционных занятий инструктор по физической культуре проводит оздоровительные мероприятия – общий или частичный массаж, закаливание здоровья, занятия по коррекции осанки и профилактике плоскостопия.

Музыкальный руководитель на данном этапе также использует разнообразный игровой материал, способствующий развитию слухового внимания, фонематического восприятия, развитию артикуляции, речевого дыхания, силы голоса, мимики, чувства темпа и ритма, а также – задания, способствующие развитию эмоциональной сферы и упражнения по преодолению моторной неловкости.

Дважды в неделю, а, в зависимости от тяжести дефекта, и чаще, с детьми, имеющими отклонения в развитии, занимается педагог-психолог. В его функции входят следующие направления: проведение системных коррекционно-развивающих занятий, осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей, выполнение социально-диспетчерской функции.

У детей, имеющих отклонения в развитии, наблюдается, как правило, недоразвитие всех психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, а также – эмоционально-волевой сферы и произвольных форм поведения.

Программой психологического сопровождения этих детей предусмотрен комплекс специальных психологических занятий и упражнений. Основой обучения и развития таких малышей являются сюжетно-ролевые и театрализованные игры. Но на первом этапе работы педагог-психолог использует, в основном, настольные композиции, которые позволяют развивать внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление и навыки общения со взрослыми в предлагаемых условиях.

Основная нагрузка по преодолению отставания детей в развитии ложится на воспитателя группы, которую они посещают.

По индивидуальному плану работы воспитатель большое внимание уделяет развитию тонкой моторики пальцев рук (умение пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом при обводке контура и закрашивании предмета), формированию познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений и вовлечению ребёнка в детский коллектив, его адаптацию к новым условиям.

Вершиной развития психических процессов является развитие коммуникативной функции, то есть устной речи ребёнка.

В процессе последующей работы все специалисты уделяют большое внимание формированию навыков монологической и диалогической речи.

Учитель-логопед работает над коррекцией звукопроизношения, проводит работу над словообразованием, по обогащению активного словарного запаса, по преодолению аграмматизма, по составлению и расширению предложения, по обучению рассказыванию, по формированию навыков анализа слога и слова. Под руководством председателя ПМП (к) и учителя-логопеда те же функции выполняют другие специалисты.

Воспитатель закрепляет и повторяет пройденный материал, обогащая его дополнительными заданиями и упражнениями.

Инструктор по физической культуре во время игровых упражнений и подвижных игр обязательно использует словесное сопровождение, речитатив, стихотворения, закрепляет и повторяет тематическую лексику в ходе проведения общеразвивающих упражнений.

Музыкальный руководитель, совместно с учителем-логопедом, проводит занятия по логоритмике. Это может быть цельное занятие или часть его. Игры с пением, игры со словом, разнообразные инсценировки способствуют развитию психических процессов и устной речи.

В процессе решения специфических психологических задач педагог-психолог активно работает над развитием коммуникативных качеств личности, предполагает развитие устной речи ребёнка. Достигается это использованием большого и разнообразного количества сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Помимо речи получает развитие память, воображение, творческая инициатива, духовный потенциал, легче проходит социальная адаптация.

Во время всего пребывания в МДОУ за соматическим и психическим здоровьем детей, отстающих в развитии, наблюдают врач-педиатр и старшая медицинская сестра детского учреждения. Осмотр этих детей проходит как планово, так и внепланово – по обращению воспитателя, родителей или специалистов детского сада.

По мере необходимости, врач-психиатр может направлять ребёнка в лечебное учреждение к врачам – психоневрологу, невропатологу, ортодонту, отоларингологу, офтальмологу, сурдологу и другим специалистам.

И, наконец, в МДОУ строжайшим образом соблюдаются все рекомендации докторов, учитываются особенности психического и физического развития ребёнка.

Следует отметить, что все специалисты МДОУ обязаны давать тематические консультации воспитателям групп и родителям детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Тематика консультаций имеет широкий спектр, в зависимости от тяжести дефекта, индивидуальных особенностей личности, социально-бытовых условий жизни ребёнка.

Коррекционная деятельность специалистов детского сада контролируется руководителем МДОУ и председателем ПМП (к) как в наблюдении за выполнением плановых занятий, так и в форме отчётов специалистов, заслушиваемых на заседаниях ПМП (к) один раз в три месяца. На них оценивается работа специалистов, её результативность, и даются рекомендации по преодолению недостатков.

В своей работе мы придерживаемся двух принципов – индивидуальный подход к ребёнку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей.

Один из показателей нашей принципиальной позиции – проведение открытого занятия «Карусель» учителей-педагогов г. Белгорода (на методическом объединении) по теме «Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития».

Управление образования администрации города Белгорода

Повторение названий геометрических фигур и основных цветов, введение их в систему устной речи – предложение.

Карусель

Открытое занятие на методическом объединении учителей-логопедов ДОУ

г. Белгород, 2008

Цели:

  1. повторить названия геометрических фигур и основных цветов изолированно и в словосочетаниях;
  2. закрепить практическое употребление словосочетаний прилагательных (цвет) с существительными (форма);
  3. закрепить умение воспринимать словесную инструкцию;
  4. закрепить понятия «правый», «левый»;
  5. развивать моторику крупных частей тела, координацию движений и равновесие, мелкую моторику пальцев рук; готовить руку к письму;
  6. развивать фонематическое, слуховое и тембровое восприятие;
  7. развивать зрительный гнозис;
  8. развивать пространственную ориентацию;
  9. развивать наглядно-образное мышление, зрительную и слуховую, музыкальную память;
  10. развивать тактильные ощущения;
  11. воспитывать умение работать в паре, доброе отношение друг к другу и к окружающим;
  12. воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: колпаки, наклеенные геометрические фигуры, обручи, теннисные мячи, бруски, музыкальные инструменты, магнитофон, разноцветные маркеры, картинки клоунов, Блоки Дьенеша, деревянные геометрические фигуры, магнитные доски, магниты, макеты клоунов, «волшебный» мешочек, печенье разной формы, рама для рисования, мольберты.

Ход занятия.

1. Педагог-психолог:

- Здравствуйте, дети. Я – клоун-математик. Вы любите кататься на карусели? Я предлагаю прокатиться на нашей волшебной карусели. Но сначала мы с вами познакомимся с моими друзьями, клоунами Бимом и Бомом. Мои друзья клоуны очень любят играть в песочнице, давайте выберем им формочки. Вот наши формы (указывает на блоки Дьенеша).

- Клоун Бим любит красный треугольник.

- Дима, выбери Биму красный треугольник. Повтори, что ты выбрал.

Ребенок:

- Красный треугольник.

(И т. д. зеленый круг, желтый квадрат, синий прямоугольник).

Педагог:

- Дети, Бим и Бом подготовили нам задания. Угадайте, какое задание приготовил Бим, а какое Бом? (Дети угадывают).

- Правильно, молодцы.

- Посмотрите на этот ряд геометрических фигур, одна из них лишняя. Какая? Почему?

Дети указывают на лишнюю геометрическую фигуру.

Педагог:

- Правильно. Бим и Бом очень довольны и хотят подарить вам подарок, и он лежит в «волшебном» мешочке.

- А я приглашаю вас покататься на карусели.

- Как на нашей карусели

В паровозик дети сели.

(координированные вращательные движения руками с высоким подъемом колен).

2. Музыкальный руководитель:

- Здравствуйте, дети. Я – клоун музыкант. Посмотрите, сколько у меня музыкальных инструментов. Как они называются?

Дети:

- Барабан, балалайка, металлофон.

Педагог:

* Балалайка, балалайка
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока, баян!

К небу трубы поднимаем,
Звонко в трубы мы играем.
В бубен бьем, бренчим, звеним,
Барабаним и трубим!

- Теперь повернитесь ко мне спиной, послушайте и скажите, какой инструмент звучит.

Дети:

- Барабан, балалайка, металлофон.

Педагог:

- На какую геометрическую фигуру похожа балалайка? Металлофон? Барабан?

Дети:

- На треугольник. На прямоугольник. На круг.

Педагог:

* Барабан даю ребятам
Бей в барабан смелей.
С барабаном всем ребятам
Петь намного веселей.

- А давайте вспомним и споем песенку про барабан.

«Барабан» — А. Киселева. (Дети поют).

- Молодцы! За это я дарю вам свой подарок, который лежит в «волшебном» мешочке.

  • Как на нашей карусели

На лошадку дети сели.

(прямой галоп, руки на поясе).

3. Учитель-логопед:

- Здравствуйте дети. Я – клоун-учитель. Вы хотите в школе учиться? Там обязательно надо уметь держать ручку и писать. Я беру красный фломастер и рисую красный круг.

- Дима, возьми такой же фломастер и обведи то, что я нарисовала.

Что ты нарисовал?

Ребенок:

- Я нарисовал красный круг. И т. д. (синий квадрат, зеленый треугольник, желтый прямоугольник, черный овал)

Педагог:

- Покажите правую руку. Левую. Поднимите правую руку вверх, опустите вниз. Поднимите левую руку вверх, опустите вниз. Что нарисовано с правой стороны? Что нарисовано с левой стороны?

Педагог:

- Подарок, который я хочу вам подарить, лежит в «волшебном» мешочке.

- Покатились дальше на карусели.

- Как на нашей карусели в самолеты дети сели.

(дети бегут на носочках, руки в стороны).

4. Инструктор по физической культуре:

- Здравствуйте дети. Я – клоун. Но клоун не простой – я клоун-спортсмен. Мне очень приятно, что я буду сегодня заниматься с вами.

- Посмотрите, какого цвета у меня колпак.

Дети:

- Зеленый.

Педагог:

- Какую геометрическую фигуру он напоминает?

Дети:

- Треугольник.

Педагог:

- Молодцы, правильно ответили. Посмотрите на эти геометрические фигуры.

- Как называется эта фигура? И т. д.

- Какого цвета этот круг? И т. д.

- После моей команды Дима прыгнет на красный круг. Найдите его глазками.

- На какой круг ты прыгнул?

Ребенок:

- На красный круг. И т. д.

Педагог:

- Ножки ловко справились с заданием, а вот задание для ручек (вынимает из кармана теннисный мячик). Это что? Какой он формы? Цвета? (дети отвечают), (достает второй мяч).

- Мячи живут в этих домиках. Надо их туда доставить. Вы будете катить эти мячики пальчиками вокруг «домиков» (обручи) и закатите их внутрь в эти «двери» (бруски).

Дети выполняют одновременно.

Педагог:

- Молодцы! Я вам подарю подарок, который лежит в «волшебном» мешочке.

- Теперь покатимся на карусели. Мы пойдем по этой линии, не сходя с нее.

- Как на нашей карусели

На ракету дети сели.

(руки над головой, приставной шаг).

5. Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Я – клоун-художник. Я умею рисовать разноцветными геометрическими фигурами. Вы хотите, чтобы я вас научил рисовать?

Дети отвечают.

Воспитатель:

- Я вас научу рисовать клоуна. (На мольберт выставляют образец клоуна). Вот я нарисовала клоуна, и вы нарисуете геометрическими фигурами такого же. Ребята, давайте нашему клоуну нарисуем голову.

- Дима, скажи, какую геометрическую фигуру мы возьмем? Паша, какого цвета?

Дети:

- Круг. Белого.

Воспитатель:

- Правильно, мы возьмем белый круг. Повторите: «белый круг».

Дети:

-Белый круг.

Воспитатель:

- А теперь мы нарисуем нашему клоуну туловище. Паша, какую геометрическую фигуру мы возьмем. Дима, какого цвета?

Дети:

- Овал. Красного.

Воспитатель:

- Правильно, мы возьмем красный овал. Повторите: «красный овал».

Дети:

- Красный овал.

Воспитатель:

- Паша, Какие геометрические фигуры мы возьмем для рук и ног.

Ребенок:

- прямоугольники.

Воспитатель:

- Молодец, Паша.

- Дима, какого цвета прямоугольники для ног и рук?

Дети:

- Для рук – желтые прямоугольники. Для ног – зеленые прямоугольники.

Воспитатель:

- Обратите внимание, наш клоун без башмаков. Паша, на какую геометрическую фигуру похожи башмачки?

Дети:

- На квадрат.

Воспитатель:

- А какой клоун бывает без своего колпака. Дима, из какой фигуры мы сделаем колпак?

Дети:

- Из треугольника.

Воспитатель:

- Правильно. А какого цвета?

Дети:

- Зеленого.

Воспитатель:

- Молодцы! Зеленый треугольник. Повторите: «зеленый треугольник».

Дети:

- Зеленый треугольник.

Воспитатель:

- Вот мы нарисовали с вами клоуна. Посмотрите, какой он у нас получился красивый.

Дети, скажите, а какое лицо у нашего клоуна?

Дети:

- Круглое лицо.

Воспитатель:

- Какое туловище?

Дети:

- Овальное туловище.

Воспитатель:

- Правильно. Какие ножки и ручки?

Дети:

- Прямоугольные ноги и руки.

Воспитатель:

- А какой колпачок у нашего клоуна?

Дети:

- Треугольный.

Воспитатель:

- А какие башмаки?

Дети:

- Квадратные.

Воспитатель:

- Ах! Какие вы молодцы, ребята. Вы так все правильно назвали. И за это я вам подарю подарок, а положу его в наш сундучок.

- Как на нашей карусели

На машину дети сели.

(топающий шаг, руки впереди).

- Заканчивается наше путешествие на карусели. Вы объехали полный круг. Теперь осталось узнать, какие подарки дарили вам клоуны, за то, что вы хорошо выполняли задания.

(Все педагоги-клоуны стоят позади детей).

Учитель-логопед:

- Вот «волшебный» мешочек, в котором лежат наши подарки для вас. Дима, опусти руку в мешочек, возьми один подарок, ощущай его и назови его форму.

Дети по очереди опускают руки в мешочек, называют геометрические фигуры и достают подарки (печенье разной формы).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год