Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Дефектология
Автор: Денисенко С.С.   
06.11.2015 08:57

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностьюПрограмма коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Составил: учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 4 «Солнышко» г. Пятигорска Денисенко С.С. 2014 г.

Актуальность

Содержание коррекционно – развивающей работы в ДОУ компенсирующего вида определено «Программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Гаврилушкиной О. П., Баряевой Л.Б.

Основной принцип – принцип гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребёнку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребёнка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Проблема соотношения мышления и речи является чрезвычайно актуальной, теоретически и практически значимой проблемой не только для психологии, психолингвистики, но и для логопедов и учителей – дефектологов.

 

Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести когнитивные (умственные, интеллектуальные) предпосылки развития речи и языка, закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе, отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания. В процессе онтогенеза ребёнок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения, дифференциации.

Опыт моей работы показывает, инновационная методика может быть удачно использована педагогами – практиками, как в обычной школе, так и при работе с различными категориями детей с аномалиями в развитии. Процесс создания инновационной методики позволяет включить самые разные виды деятельности. Такая работа оказывает большую помощь в дальнейшей работе над дисграфией у ребёнка, обеспечивает решение очень разных терапевтических, дидактических и коррекционных задач, то есть нахождение «ключика» конструктивного взаимодействия с ребёнком. Данная работа может оказаться полезной широкому кругу наших коллег и послужит распространению как перспективная технология педагогической работы.

Пояснительная записка

Программой предусмотрено специальное обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, которое обеспечивает максимально возможный уровень физического, умственного и нравственного развития., подготовку к школьному обучению в спецшколе. Тенденции развития детей с интеллектуальной недостаточностью те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое в их развитии – отставание в овладении предметными действиями, развитие речи и познавательных процессов – в значительной мере носит вторичный характер. При более раннем включении специального обучения и воспитания многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.

На основе появившегося у ребёнка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. Ещё важной стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с процессом восприятия.

Оказывается, что может быть доступным выполнение таких практических задач, в которых действие выполненное рукой, прямо направлено на достижение практического результата, т.е. на перемещение предмета, его использование или изменение.

В этой программе представлен подход, который, на мой взгляд, поможет каждому ребёнку найти прикладное применение своим знаниям через игру исследовательскую и творческую деятельность. Мои предлагаемые методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой речи детей, а также для подготовки их к обучению грамоте, что способствует общеречевому развитию детей. Программой предусмотрены такие задания:

выделение картинок с определённым звуком;

звукобуквенный анализ слов;

определение места звука в слове;

деление слов на слоги;

составление схем;

составление слов из букв разрезной азбуки;

запись слов печатными буквами.

Для детей, которые начали произносить первые слова в 4-5 и позже лет очень трудно овладеть такими навыками.

Я предлагаю уделить серьёзное внимание развитию фонематического восприятия, чтобы дети различали звуки на слух, называли слова с определёнными звуками, определяли место звука в слове, развивали способность к звуковому анализу слова, делили слова на слоги.

Игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребёнка по ориентации в мире действий, отношений, задач и мотивов человеческой деятельности. Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка не только потому, что реально раздвигает границы его возможностей (например, повышает остроту зрения, увеличивает длительность произвольного сосредоточения и т.д.) У ребёнка появляется возможность выполнять учебную задачу, включая игровые моменты. В игре повышается эффективность познавательных процессов и лучше происходит понимание и усвоение, увеличивается объём памяти.

В эту работу включены конкретные задачи по развитию мелкой моторики или продуктивной деятельности. Есть опыт такой инновационной техники в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, что оказалось мотивирующим фактором, позволило отрабатывать последовательность в работе над ФФН и составом слова.

Некоторые особенности этой технологии позволяют использовать её как психотерапевтическое средство. Среди этих особенностей — простота первых шагов, многообразие возможных активностей, эмоциональная мотивация к совершению множества полезных физических движений, обязательность сущностного решения, возникающих задач при моделировании персонажей. Для таких детей огромное жизнеутверждающее значение имеют те достижения, которые были сделаны непосредственно их руками. В итоге удавалось показать, что кукла в красном платье ассоциирует с гласным звуком, а две куклы, стоящие рядом — показывают мягкое или твёрдое сочетание и т.д. Это позволяет утвердить себя в том, что он составил правильно слово и смог его проанализировать.

Цели программы

  • Выработать у ребёнка правильный взгляд на окружающий мир;
  • ориентировать детей на листе бумаги;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать основные мыслительные процессы;
  • познакомить со звуками родного языка и обозначающие их буквы;
  • подготовить детей к обучению грамоте;
  • развивать у детей умения вслушиваться в звучание слова;
  • узнавать, различать и выделять из слова отдельные звуки;
  • выработать чёткую артикуляцию всех звуков, развивать произносительные навыки;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, проводить языковый анализ слов;
  • воспитывать у детей внимательность;
  • развивать речь у детей;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Задачи программы

  • Формировать у детей интерес к обучению;
  • расширять словарный запас детей;
  • учить детей определять количество звуков в слове;
  • учить детей делить слова на слоги;
  • знакомить детей со схемой и символами состава слова;
  • знакомить детей с гласными, согласными (мягкими, твёрдыми) звуками;
  • учить детей выделять заданные звуки среди других звуков и определять место звука в слогах и словах;
  • формировать у детей представление о звуке и букве и соотносить их;
  • учить детей сливать буквы в слоги, слова, работать с разрезной азбукой;
  • упражнять детей в письме печатных букв, слогов и слов.

Методы и приёмы, используемые в программе

  • Словесные и подвижные игры;
  • беседы, направленные на представления в видимых связях;
  • лепка и раскраска персонажей;
  • речевое подражание, направленное на развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего;
  • сказкотерапия;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • единства диагностики, коррекции и развития;
  • общие дидактические;
  • использование в игре предметов – заместителей и воображаемых предметов, ролевое проигрывание;
  • выполнение игровых действий совместно со взрослыми.

Критерии эффективности программы

  • Объём, содержание и последовательность изложения в программе соответствуют подготовке детей к обучению грамоте в специальных школах;
  • дети получат психолого – педагогическую поддержку;
  • формирование у детей достаточно прочных знаний и умений в подготовке к анализу слогов и слов, делении слов на слоги, печатанию слогов и слов, чтению;
  • повышение коммуникативных навыков;
  • расширению словаря;
  • расширение специфических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью – моторно –двигательного, эмоционального, умственного, речевого, эстетического и социально – личностного развития.

Структура занятий

  1. Организационный момент.
  2. Повторение; обобщающая беседа.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Изучение нового.
  5. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
  6. Закрепление.
  7. Итог.

Создание такого подхода к обучению грамоте – это очень привлекательная и практически завлекающая детей технология. Дети, с выраженными нарушениями поведения и практически полным отсутствием какой – либо продуктивной мотивации, в недостаточности активной речи и особенно диалога, могут быть привлечены к этой работе. Это и оказалось доступной технологией. В рассмотренной инновационной методике использовался, прежде всего, как способ создания мотивации к занятиям и к общению с педагогом – дефектологом. Педагог и ребёнок будут совместно проходить все этапы работы над словом.

Этапы занятия:

  1. Подготовка материалов (кукол).
  2. Работа над развитием слухового внимания.
  3. Соотнесение звуков с буквами и их сочетаниями.
  4. Определение количества звуков по звуковой линейке.
  5. Игра с куклами.
  6. Схематичный состав слова.
  7. Анализ и синтез слова.
  8. Деление слова на слоги.
  9. Составление слова из букв разрезной азбуки.
  10. Запись слова печатными буквами в тетрадь.
  11. Итог.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый блок – «Звуки вокруг нас» (6 занятий)

1. Тема занятия: «Звучащие предметы. Заучивание упражнений с пальчиками.

Цели и задачи: активизировать действия и речевую активность детей;

определить направление звука;

определить и назвать какой звук ты слышишь (щебет птиц,

сигнал машины…)

развивать слуховое внимание;

увеличить подвижность пальцев.

Содержание: «Заучивание упражнений с пальчиками»

Крутим мы с трудом давно

Это толстое бревно.

Вы ошиблись, это наш

Тонкий, лёгкий карандаш.

Д/И «Где позвонили? Скажи, что ты слышишь? Встречайте гостей!»

2. Тема занятий: «Дифференциация звуков Т-Д. Составь рассказ по серии сюжетных картинок».

Цели и задачи: развивать фонематический слух;

выделять слова с данными звуками;

развивать коммуникативную функцию речи;

обучать детей составлению простых предложений по сюжетным картинкам.

Содержание: ДИ «Подскажи Петрушке звук» (Дети должны быстро подсказать не произнесённый Петрушкой звук). Жили — были баба и де…

Лети… самолё… и т. д. Значение слов: там – дам и т. д. Поднять красную полоску. если услышишь звук Д и зелёную, если услышишь звук Т.

Назвать предметы на картинках. Ответить на вопросы. Составить предложения.

3. Тема занятий: ДИ «Запомни слова». Выделение фруктов, в названиях которых есть звук А.

Цели и задачи: развивать у детей память;

накапливать словарь;

находить звук в словах, воспринятых на слух;

поддерживать речевую активность детей;

развивать фонематический слух.

Содержание: ДИ «Запомни слова» (Назвать несколько слов в том же порядке…) Где звук? (Нахождение места звука в слове.) Ответы на вопросы: С какого звука начинается слово ананас; назови фрукты, в названиях которых есть звук А. Положи синюю фишку на те фрукты, в названиях которых есть звук А. Назови фрукты кислые и сладкие.

4. Тема занятий. Звуки вокруг нас. Работа по словообразованию – прилагательных от существительных (слива – сливовый) Дифференциация звуков Б-П.

Цели и задачи: развивать фонематический слух;

учить детей образовывать слова;

упражнять детей в умении подбирать слова с верными

окончаниями;

закрепить у детей в активном словаре названия фруктов;

развивать у детей способность к словообразованию.

Содержание: ДИ «Где звук?», «Кто больше?», «Кто больше слов придумает?» Ответы на вопросы: «Какой?» (апельсиновый, сливовый и т. д.)

Ответы на вопросы: С какого звука начинается слово Буратино, Поля? и т. д.

Подними руку, если услышишь звук Б, звук П. Найди на картинке предметы, в которых есть звук П, звук Б. Значение слов: бочка – почка и т. д.

5. Тема занятий. Звуки вокруг нас. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание картинок и определение звуков в словах. Дифференциация звуков С – З.

Цели и задачи: развивать фонематический слух;

нахождение звука в названиях предметов по картинке;

активизировать словарь детей;

автоматизировать звуки;

развивать силу и гибкость пальчиков.

Содержание: Пальчиковая гимнастика;

На мизинец и большой

Положи – ка ручку,

Сверху пальцами накрой

Да сожми получше.

ДИ «Будь внимательный», «Найди место для своей картинки» (дифференциация звуков), «Магазин» (игрушки, в названиях которых есть звуки С – З), животные, в названиях которых есть данные звуки. Поднять руку, если услышишь данные звуки и т.д.

6. Тема занятия. Звуки вокруг нас. Длительность звука в слове.

Цели и задачи: поддерживать речевую активность детей;

расширять словарный запас детей, связанный с содержанием

предметного, игрового опыта детей;

продолжать развивать коммуникативную функцию речи;

обеспечивать речевую мотивацию в играх и на занятиях.

Содержание: рассмотреть картинки и назвать предметы с заданиями;

чтобы заданные звуки слышались дольше других (лооодка, мммак, ууусы и т. д.)

чтобы первый звук слышался дольше других;

чтобы последний звук слышался дольше других;

в названиях каких учебных вещей есть заданный звук;

поднимай красную фишку, если услышишь заданный звук.

Второй блок — «Давайте знакомиться со звуками и буквами»

(5 занятий)

7. Тема занятия. Знакомство со звуком и буквой А. Понятие звуки и буквы. Пальчиковая гимнастика. Печатание буквы. Лепка из пластилина буквы.

Цели и задачи: учить детей сгибать и разгибать указательный палец в верхнем суставе;

развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук;

познакомить детей с понятиями «звук» и «буква».

Содержание: Пальчик надо нам сгибать,

Он очень хочет ловким стать.

Гнуться мы его научим –

Он работать станет лучше.

Звукознайкин любит повторять: «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Буквы мы пишем, видим и читаем. Лепка из пластилина буквы А. Печатание на доске и в тетрадке.

8. Тема занятия: «Давайте знакомиться». Понятие «гласные» звуки и буквы.

Знакомство с гласными буквами О, У, лепка, печатание.

Цели и задачи: познакомить детей с понятием;

продолжать учить детей лепке букв;

дать представление детям о правильной посадке при письме;

ознакомить детей с письменными принадлежностями;

учить детей проводить прямые и наклонные линии;

воспитывать аккуратность.

Содержание: пальчиковая гимнастика (Звукознайкин утверждает: «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить…) «Пальцы – дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это — средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У –у – у -! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Артикуляция звуков А О У. (с голосом или без голоса произноситься звук? Создают ли губы, зубы, или язык преграду?) Звуки произносятся с голосом – гласные звуки.

Д/И «Подними фишку» (красную фишку подними, если услышишь гласный звук в словах – кукла, осы, обруч, сок, мак, и т.д. и какие они?)

Лепка букв, описание.

Обведение трафаретов, проведение прямых и наклонных линий.

Печатание в тетрадке букв.

9. Тема занятий: Давайте знакомиться. В гостях у Звукознайкина и Буквознайкина. Знакомство с таблицей буквосочетаний и букв. Выделение гласных звуков из начала слов. Чтение гласных первого ряда.

Цели и задачи: учить детей придумывать слова с данными звуками, накапливая словарь;

познакомить детей с таблицей букв и буквосочетаний;

учить детей выделять гласные звуки (буквы) из слов;

поддерживать мотивации ребёнка на познание букв и

буквосочетаний;

развивать произносительные навыки;

развивать у детей умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, проводить языковый анализ написания печатных букв.

Содержание: ДИ «Придумай слова, в названиях которых есть первый гласный звук – покажи букву и т. д.». Буквы Ы Э.Чтение гласных букв (красный цвет). В гости пришли Звукознайкин и Буквознайкин (соотнесение).

ДИ «Положи красную фишку на те картинки, в названиях которых ясно слышится гласный звук», «Какие ты знаешь острые предметы? деревянные предметы? назови». Печатание букв.

10. Тема занятий. Давайте знакомиться. Лепка кукол, их раскраска в соответствующие цвета. Место звука в слове.

Цели и задачи: передавать в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма, цвет, размер, пространственные отношения);

закреплять у детей положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и её результатам;

учить детей выделять звук из слова и соотносить его с буквой.

Содержание: Лепка кукол, их раскраска в красный, синий и зелёный цвета. Работа с картинами:

рассмотри картину, найди предметы, в названиях которых есть заданные звуки; кому нужны учебные предметы?;

ДИ «Поднимай букву, когда услышишь звук (заданный).

11. Тема занятий. Давайте знакомиться с новыми словами. Словообразование. Употребление предлогов (на, под, у). Деление слов на слоги. Развитие речевого дыхания.

Цели и задачи: воспитывать у детей интерес к занятиям;

развивать речевое дыхание;

развивать у детей умение употреблять в речи предлоги;

образовывать новые слова (существительное – существительное);

познакомить детей со слоговым строением слова (делением слов на слоги).

Содержание: работа с картинками (сахар – сахарница, мыло – мыльница и т.д.) ДИ «Приятный запах» (цветок. платочек, фрукты), ДИ «Покажи, кто сидит на диване, под стулом, у дерева?» ДИ «Слова рассыпаются», «Слово можно прошагать (произносится слово СУП и одновременно показано шагом; обращается внимание на один шаг – это коротенькое слово); «Послушайте, как дети в лесу звали Машу, когда она заблудилась: «Ма – ша» — Какая первая часть слова, а какая вторая часть слова? ДИ «Телеграф» (передаётся слово па – па -сколько нужно стукнуть в

барабан? – два и т.д.)

Третий блок «Звучащее слово» (шесть занятий).

12. Тема занятий: Звучащее слово. Согласные звуки и буквы. Буква М.

деление слов на слоги.

Цели и задачи: познакомить детей с понятием «согласные»;

дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы;

расширять словарный запас детей;

учить детей делить слова на слоги;

продолжать развивать у детей фонематический слух.

Содержание: Придумать слова и произнести длительно гласный звук.

Работа с картинкой. Покажи картинку на стуле. Где сидит мишка? Покажи предмет, который лежит под стулом. С какого звука начинаются слова МАЛЕНЬКИЙ, МЯЧ, МИШКА? (М –МЬ). Обрати внимание: при произнесении звуков М – МЬ губы сомкнуты. они образуют преграду (препятствие) для выдыхаемого воздуха. Звуки эти согласные. Шагами делить слова на слоги.

(хлопками).

13. Тема занятия. Звучащее слово. Знакомство со звуками и буквами С, К, Л.

Нахождение их сочетаний с гласными буквами в таблице. Деление слов на слоги. Место звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой.

Цели и задачи: продолжать развивать у детей фонематический слух;

учить детей определять последовательность звуков и букв в слове;

познакомить детей с согласными звуками и буквами;

учить детей определять количество слогов в слове;

учить детей находить данный звук в слове по звуковой линейке;

учить детей печатать гласные и согласные буквы.

Содержание: Описание согласных букв. Чтение по таблице сочетаний. Определение первого звука в названии предметной картинки и нахождение соответствующей буквы в таблице. ДИ «Придумай слово» (МАК), длительно произноси буквы и открывай окошки на звуковой линейке (МММАААК); анализ слова — между какими буквами стоит буква А, за какой буквой следует буква К и т. д.? Сколько слогов в слове? Отхлопать.

14. Тема занятия. Звучащее слово. Словарная работа. Знакомство с согласными звуками и буквами П, Б, С, З. Чтение и печатание букв.

Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными.

Цели и задачи: продолжать развивать у детей фонематический слух;

пополнять словарный запас у детей;

познакомить детей с согласными звуками и буквами;

учить детей отличать мягкие согласные от твёрдых согласных;

продолжать развивать у детей коммуникативную функцию речи.

Содержание: Д/И на умение отличать слова близкие по звучанию «Что изменилось?» Мал – мял

Вал – вял

Мыл – мил

Мышка – мишка

Чем отличается их звучание и в чём они сходны? Отличительный цвет играет большую роль в выборе мягких и твёрдых сочетаний.

Д/И «Кто подберёт больше слов на заданный звук?» Деление слов на слоги шагами, хлопками. Работа по звуковой линейке место звука в слове.

Печатание букв.

15. Тема занятия: Звучащее слово. Знакомство со вторым рядом гласных.

Цвет, звучание. Звукобуквенный анализ слов.

Цели и задачи: развивать у детей фонематическое восприятие;

научить детей придумывать слова на данный звук;

обогатить словарь детей;

учить детей называть первый слог;

учить детей определять звук в любом месте слова;

учить детей определять количество слов в предложении.

Содержание: Д/И «Где спрятался звук?» — работа по звуковой линейке (придумывать короткие слова, длинные слова). Отражённое повторение звуков второго ряда — описание. Мягкое сочетание звуков, букв. Д/И «Подбери слово». Описать картину, определяя количество слов в предложении.

16. Тема занятия: Звучащее слово. Работа по слоговой таблице, звуковой линейке, деление слов на слоги, звукобуквенный анализ слов.

Цели и задачи: продолжать развивать у детей фонематическое восприятие;

учить детей описывать звуки и буквы (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);

определять место звука в слове;

производить звукобуквенный анализ слов;

продолжать учить детей последовательно находить звуки в слове.

Содержание: Д/И «Придумать слова из двух слогов (словосочетаний)», пользуясь таблицей словосочетаний, «Выбери домик для слова» в окошечки вписываются слоги слов — лис – лиса – лисица, «Придумаем сказку про слова»: «Жили-были два котёнка и мама – кошка. Одного котёнка звали именем, в котором были звуки М и Р. Как его звали? Хорошо. пусть будет Мур, а у другого в кличке был звук П.Правильно. его звали Пух. Пошли они на рыбалку, поймали рыбу, в названии её есть звук С. Да, это был сом. Пошли домой. Встретили зверька, название его короткое, это был Ёж. Поздоровались с ним, пошли дальше. Много ещё увидели интересного, а когда пришли домой, мама – кошка обрадовалась рыбке. Пуху подарила игрушку машину, а Муру то, что тоже имеет в названии звук М. Правильно мышку. Мур и Пух были рады и весело играли». Работа со звуковой линейкой (звукобуквенный анализ слов)

17. Тема занятия: Звучащее слово. Выделение мягких и твёрдых согласных из звукового ряда. Работа со словами — ДИ «Подберите пару», печатание слогов, коротких слов. ДИ «Собери слово из рассыпанных букв».

Цели и задачи: активизировать знания детей о звуковом строении слова;

совершенствовать умение выделять мягкие и твёрдые звуки и буквы;

обогащать словарь детей;

закреплять с детьми терминологию, связанную со звучащим словом;

поощрять детей, которые придумывают собственные вопросы.

Содержание: Д /И «Назови ласково букву» Звуковой ряд -М МЬ ЛЬ С ДЬ К и т.д. Д/И со словами волосы

ваза злой

волк стеклянный

вода вежливый

врач вкусный

Составление слов и печатание их в тетрадке.

Д/И «Где твоё имя, догадайся!» Дети рисуют несколько квадратов, в них спрятались имена детей. В первом квадрате находится те из них, которые в своём звучании имеют звук К и т. д. Работа со звуковой линейкой. Составлять слово из рассыпанных букв.

Блок четвёртый «Кто с кем дружит?» — Пять занятий.

18. Тема занятия: «Приглашение в гости». Работа с таблицей сочетаний –твёрдых и мягких. Звуковая линейка. Печатание букв на слух.

Цели и задачи: развивать у детей фонематическое восприятие;

закреплять у детей знание твёрдых и мягких сочетаний букв;

стимулировать у детей поисковую активность через создания данной ситуации;

совершенствовать у детей произносительные навыки;

учить детей писать печатные буквы отдельно и в слогах.

Содержание занятия: ДИ «Найди и составь твёрдое сочетание букв, мягкое»

В этом домике живут куклы, а вот кто с кем дружит и кто кого пригласил. зависит от слова, над которым мы будем работать. Набрать на звуковой линейке слово ЛА – ПА.

Сочетание ЛА — твёрдое;

Согласная буква (в образе синей куклы) — согласна дружить с гласной А,

(в образе красной куклы) — они стоят рядом, следующий анализ сочетания ПА. Ребёнок диктует буквы, дети записывают под диктовку.

19. Тема занятия: «Кто с кем дружит?» Составление коротких слов (с двумя гласными, с обратными слогами); печатание слов.

Цели и задачи; продолжать развивать у детей фонематический слух;

закрепить представления детей о том, что слова разные, звучат по – разному;

уточнять понятия «звук», «буква» и «слово»;

анализировать слова по звуковой линейке;

учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов.

Содержание занятия: ДИ «Кто в домике живёт?» Анализировать слова различной слоговой структуры и переносить в игровые моменты.

Д/И «Вспомни и назови имена в которых есть звук М или МЬ.

20. Тема занятия: «Дружба кукол». Длинные и короткие слова, обозначение их линиями. Деление слов на слоги. Печатание слогов, коротких слов.

Цели и задачи: учить детей наблюдать длинные и короткие слова, обозначая линиями;

продолжать развивать у детей фонематическое восприятие;

заинтересовать детей игровыми моментами, обучая грамоте;

обогащать словарный запас детей;

закреплять у детей умение анализировать слоги и слова;

составлять слова по звуковой линейке;

развивать произносительные навыки;

вырабатывать навыки аккуратного письма.

Содержание: Д/И «Отхлопай слог и нарисуй линию» (определение количества линий и слогов). Составление слов соотнося с дружбой с куклами

(составление слогов по определённым цветам). Слова отшагиваются, определяются по звуковой линейке (место звука в слове). затем печатается слог или слово.

21. Тема занятия: «Игра с куклами». Звукобуквенный анализ слогов и слов.

Деление слов на слоги. Звуковая линейка. Выделение ударного гласного звука. Печатание слов.

Задачи и цели: учить детей анализировать слова;

чётко определять последовательность звуков в слове, перенося на игровые моменты;

закреплять у детей понятия твёрдость и мягкость сочетаний;

учить детей выделять ударный гласный звук.

Содержание: Д/И «Где спрятались буквы и слоги» (работа с домиками –

сколько домиков, столько и слогов и т.д.) Отшагивание слогов в слове — определение мягкости и твёрдости их и перенося в игру с куклами.

Д/И «Какой гласный звук проговариваем громче всех в слове?», Д/И «Хлопни в ладоши, когда услышишь громкий гласный звук в слове!»

Печатание слогов и слов.

Пятый блок «Нарисуй меня» — три занятия.

22. Тема занятия «Нарисуй меня». Заготовка схем. Соотнесение их в таблице словосочетаний.

Цели и задачи: развивать у детей интерес к деятельности в целом;

учить детей пользоваться ножницами и выполнять задание аккуратно;

доводить начатую работу до конца;

учить детей использовать цвета в изображении данных предметов, необходимых для дальнейшей работы.

Содержание: чтение по таблице прямых и обратных слогов, определение мягкости и твёрдости словосочетаний.

Д/И — соревнование «Первый, второй, третий, четвёртый»» (игра со звуками).

Практическая работа «Рисуем схемы» (прямоугольник. а в нём треугольники, соответствующего цвета).

23. Тема занятия. Схематичное изображение слова. Деление слов на слоги. Нахождение твёрдых и мягких сочетаний по таблице, соотнося со схемами.

Печатание слов.

Цели и задачи:

продолжать учить детей делить на слоги двух – трёхсложные слова;

отчётливо произносить каждую часть слова;

показать детям, что слоги в слове, как и звуки, следуют друг за другом, что в слове есть начало и конец;

учить детей изображать слова схемами;

упражнять детей в печатании слов.

Содержание: Д/И «Эстафета» (задания, направленные на закрепление знаний о слоговом составе слова, например, название какой птицы состоит из 2 – х частей?). Д/И «Подними руку, если услышишь мягкое или твёрдое сочетание» (объяснение по какому признаку относится к мягкому или твёрдому сочетанию?). Модель занятия – игра с куклами, составление схем, печатание слова.

24. Тема занятия: работа со схемами. Модель занятия.

Цели и задачи: обогащать словарь детей;

учить детей осознанно строить слова, опираясь на схемы;

учить детей объяснять признаки мягкости и твёрдости букв и сочетаний;

упражнять детей в печатании слов;

делать звуковой и слоговой анализ.

Содержание: Д/И «Как Мишутка учился говорить» (деление слов на части), «Про Сашу и Снеговика», «Почтальон принёс письмо» (индивидуальные конверты, в которых лежат слова, их надо разделить на части; в каких словах мягкое, а в каких твёрдое сочетание?; схема слова; печатание слов).

Шестой блок — «Слова играют с нами» 5 занятий.

25. Тема занятия: «Слова играют с нами». Модель занятия.

Цели и задачи: продолжение накопления словаря у детей;

развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук;

развивать у детей зрительно – двигательную координацию;

закреплять с детьми изученный материал в игровой форме.

Содержание: Д/И «Придумать слова с твёрдыми 2-мя сочетаниями (слогами), с мягкими и т.д. В этом домике живут куклы. А вот, кто с кем дружит, зависит от слова, над которым мы будем работать. На звуковой линейке набрано слово МАК (сочетание МА – твёрдое). Согласная М согласна дружить с гласной А — кукол ставим рядом (синюю и красную), значит, схема им соответствует — прямоугольник с синим и красным треугольником. Звук К — один (кукла стоит одна синего цвета, без подружки) ей соответствует схема в виде квадрата синего цвета. На следующем этапе выставляются буквы; слово записывается печатными буквами в тетрадь.

26. Тема занятия. Ознакомление с предложением. «Живые слова».

Цели и задачи: познакомить детей с предложением;

использовать игровые приёма обучения предложению;

вызвать интерес у детей к данной теме;

продолжать обогащать словарь детей.

Содержание: Д/И «Живые слова» (проигрывание детской песни на фортепиано, обращая внимание детей на то, что звуки песни следуют друг за другом) Может ли человек произнести сразу, одновременно все слова, если он хочет сказать? НЕТ! Д/И «Слова рассыпались».

27. Тема занятия. Чтение слогов и слов (закрепление). Итоговое занятие.

Цели и задачи: продолжать воспитывать у детей внимание, интерес к занятиям;

формировать у детей установку на выполнение заданий, упражнений;

продолжать формировать у детей в игровой деятельности общение со взрослым и сверстниками.

Содержание: Д/И «Назови последовательно звуки в слове», «Проверь, правильно ли обозначены звуки в схемах слов», «Слушай предложение и посчитай количество слов».

28. Тема занятия. Модель разбора слова. Игра «Кто с кем дружит?».

Цели и задачи: закрепить у детей полученные навыки звукобуквенного разбора слова;

показать детям, что слоги в слове, как и звуки, следуют один, за другим, что в слове есть начало и конец;

учить детей самостоятельно подбирать слова с определённой частью.

Содержание: Д/И «Начало и конец слова», «Конец слова за тобой», «Смотри, не ошибись!», «Так ли это звучит?». Печатание слогов и слов.

29. Тема занятия: «Как мы подготовились к школе?». Краткая характеристика основных разделов подготовки детей к обучению грамоте.

Цели и задачи: закрепить у детей полученные умения и навыки.

Содержание. Проговаривание чистоговорок, шуток: «Мальчик мал, но очень мил, он водою руки мыл»; «Убежала в норку мышка, спать залёг в берлогу мишка», «Аист, аист, длинный нос, ты куда лягушку нёс?»

30. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Литература:

  1. Р.Д. Тригер Е.В Владимирова «Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития», Москва «Просвещение» 1986г.
  2. Г.А Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Москва «Просвещение 1991г.
  3. В.Г. Корецкий, В.А. Кирюшкин А.Ф. Шанько «Уроки обучения грамоте», Москва «Просвещение» 1985 г.
  4. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание», Москва «Просвещение» 2003г.
  5. Методическое пособие «Управление» «Развитие игровой деятельности дошкольников», «Творческий центр», Москва 2010г.
  6. В.И. Селивёрстов «Игры в логопедической работе с детьми». Москва «Просвещение» 1979г.
  7. Н.И. Подгорная, Н.М. Бибик, Н.Ф. Скрипченко «Дидактические игры и познавательные задания в1 классе» Киев «Радянська школа» 1988г.
  8. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи (из опыта работы) под редакцией В.В. Гербовой Москва «Просвещение 1083г.
  9. А.П. «подготовка к обучению грамоте в детском саду» Киев «Радянська школа» 1987г.
  10. Н.Ф. Скрипченко, А.Н. Матвеева «Обучение письму в 1 классе» Киев «Радянська школа» 1989г.
  11. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург 2002г.
  12. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Игры с пальчиками» Москва АСТ Астрель 2007г.
  13. В.Волина «Учимся играя» Москва «Новая школа» 1994г.
  14. А.Н. Максаков, Г.А. Туманова Москва «Просвещение 1983г. «Учите, играя».
  15. О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва «Исправляем произношение» Санкт – Петербург 2009г.
  16. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., 1991г.
  17. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. С-Петербург 2005г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год