Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)
Занятия по Экологии
Автор: Кравякова Светлана Витальевна   
04.05.2019 09:51

Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. План мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников в «НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» предусматривал различные формы работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и в данной работе были выделены следующие направления.

 

Скачать конспект

Первое направление – организация ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Успешное экологическое воспитание детей невозможно без создания и правильного использования развивающей экологической среды. Для этого в возрастных группах необходимо организовать экологическое пространство – центр природы: куда входит календарь природы, энциклопедии, иллюстрации, макеты животных и растений, муляжи овощей и фруктов. В группах должны быть центры науки и экспериментирования (Экологическая лаборатория), в которых размещаются материалы для экспериментов (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), где дети ставят простейшие опыты с водой, песком, ведут наблюдения.

Опыт работы с детьми показывает, что дошкольники легче и быстрее усваивают экологические знания, если занятия преподносятся в доступной и увлекательной форме, используется комплексный интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, художественно-творческой и игровой деятельности, физической культуры, театральной деятельности, использования мультимедийных технологий.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу и наблюдений на прогулочных участках, где дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Ведь недаром, народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу педагоги нашего учреждения стараются выстраивать в соответствии с этой мудростью.

Второе направление – ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагоги нашего учреждения разрабатывают и реализуют проекты по экологическому воспитанию дошкольников, обеспечивающие современный уровень качества экологического образования в свете новых изменений в дошкольном образовании.

Проект «Первые шаги в природу» направлен на развитие познавательно-исследовательской деятельности. В данном проекте воспитанники с большим интересом принимают участие в различного рода экспериментах и опытах. «Как увидеть воздух» или «Волшебные превращения», где могут увидеть и потрогать воздух, понаблюдать за капельками воды.

Для формирования у дошкольников основ экологической культуры нашего региона, разработан эколого-краеведческий проект «Экология родного края», в котором собраны методические материалы по экологическому воспитанию детей. Проект включает в себя: циклы наблюдений, комплексные занятия, игры и игровые обучающие ситуации экологического содержания.

Проект «Преобразуем природу на счастье народу» направлен на приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией. Использование произведений народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, загадок, народных примет и т.д.) в экологическом воспитании дошкольников помогает сделать процесс обучения привлекательным, интересным и творческим.

В рамках данного проекта, дети разновозрастных групп подготовили для всех воспитанников театрализованное представление «Колобок спешит на помощь», основная цель которого была донести до сознания детей необходимость бережного отношения к животным и растениям нашего округа.

Третье направление — РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе с родителями мы стараемся использовать разнообразные формы работы.

Систематически в учреждении организуются и проводятся выставки совместного детско-родительского творчества поделок из природного материала.

С помощью анкетирования, проведения тематических бесед и консультаций мы выявляем отношение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье. Результаты анкетирования анализируются с целью планирования дальнейшей совместной работы.

Экскурсии, природоохранные акции, проводимые в рамках нашего учреждения, позволяют повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Четвертое направление – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ и СМОТРЫ-КОНКУРСЫ

Родители активно оказывают помощь в природоохранных акциях. В зимний период прошлого года совместно с детьми и родителями воспитанников проводили акцию «Покормите птиц зимой». Родители совместно с детьми изготовили кормушки для зимующих птиц, которые были размещены на территории прогулочных участков детского сада для дальнейшего наблюдения за птицами и их повадками. В течение зимнего периода ребята подкармливали пернатых и вели наблюдения за птицами нашего региона. Наблюдения детей, их творческие работы (рисунки и рассказы о зимующих и перелетных птицах) были собраны в информационные творческие отчеты и послужили накоплению методического материала в возрастных группах детского сада. Весной была организована экологическая акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» благодаря которой, родители изготовили скворечники для пернатых, разместив их в выходной день вместе с детьми в парке «На Сайме».

Для родителей и детей были выпущены тематические буклеты по экологии «Помогите птицам!», «Кормушки для птиц», «Календарь добрых экодат».

Ежегодно в рамках месячника по благоустройству и озеленению территории детского сада, проводятся смотры-конкурсы, в которых педагоги совместно с родителями, занимаются устройством газонов и цветников, создают декоративные композиции на своих прогулочных участках.

В этом году мы впервые использовали метод привлечения населения к экологической теме, это участие детей в акции эко-рисунки в маршрутке «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная Земля!». Дети выполняли совместно с педагогами и родителями рисунки, в которых отражали свое видение состояния и сохранения природы. Рисунки с изображениями на экологическую тематику были размещены в салонах автобусов маршрута № 12, № 96 и были призваны привлечь внимание жителей г. Сургута к проблемам экологии.

Пятое направление – РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ. В процессе работы по вопросам экологического воспитания коллектив НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» осуществляет взаимодействие с социальными партнерами:

У нас налажена тесная связь с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологическим центром», Сургутским краеведческим музеем, центральной детской библиотекой.

С перечисленными учреждениями заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится активной формой эколого-педагогической работы.

Совместно с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологический центр» (ранее именуемое — МБОУ ДО СЮН) и детским общественным движением «Юные экологи Сургута»:

  • посещение экскурсий в мини-зоопарк:
  • становились участниками экологической ресурсосберегающей акции и социально-экологического проекта «Спаси дерево», реализуемого в рамках Международного дня без бумаги и Всероссийского проекта «Спаси дерево».
  • являлись участниками добровольческой акции «Зимняя кладовая — 2017», проводимой в рамках Всемирного дня защиты животных.

Сургутский краеведческий музей: (взаимодействие с Сургутским краеведческим музеем) позволяет воспитанникам нашего центра посещать экскурсии

  • посещение экскурсий, выставок с тематикой о природе, нашем городе, благодаря таким экскурсиям происходит приобщение детей к культурному наследию родного края.

Посещая Центральную детскую библиотеку ребята

  • знакомятся с книжными новинками
  • посещают кукольные представления экологической направленности

Шестое направление – участие педагогов и детей НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» в ИНТЕРНЕТ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ (таблица)

Увеличилось количество педагогов и детей, участвующих в экологических конкурсах и олимпиадах, увеличился процент побед в экологических мероприятиях различного уровня.

СМИ/ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Педагоги детского сада НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» регулярно транслируют свой опыт работы по экологическому воспитанию детей на страницах первого сургутского журнала для родителей «Югорское детство»:

№2 апрель-май 2017 «Покормите птиц зимой!» — Лилия Котова, воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№3 июнь-июль 2017 «Календарь добрых дат или как мы проводим Год экологии» — Ольга Почепа, заместитель директора по УВР, Светлана Кравякова, старший воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№5 октябрь-ноябрь 2017 «Экскурсия на станцию юных натуралистов» — Лилия Габдрахманова, воспитатель Центра «ГУЛЛИВЕР»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год