Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»
Занятия по Экологии
Автор: Талалаева Ольга Викторовна   
17.08.2014 13:44

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»МБДОУ  ЦРР - Детский сад № 5 «Сказка»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»
Подготовлен: Талалаевой Ольгой Викторовной воспитателем  МБДОУ Озёры

Скачать проект                                       

О ПРОЕКТЕ
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашем ДОУ для успешной работы с детьми созданы определенные условия. Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, "живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования. Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа. На территории детского сада создана экологическая тропа. Её цель - просвещение, обучение и воспитание детей в духе нежного отношения к природе.
Есть на территории детского сада огород. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием.   Большую роль в осуществлении экологического воспитания дошкольников играют специалисты детского сада. Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Интересными формами работы являются составление экологических проектов для детей . Музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с природой, организует и проводит праздники, экологические развлечения: «Праздник русской березки». «Праздник зеленого листочка».     Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Это, например, дидактические игры «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Угадай-ка?». В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!» и др. Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь».
В детском саду проводятся конкурсы и выставки детских работ, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Осенние фантазии», «Пёстрый мир бабочек», «Они занесены в красную книгу», «Любимые животные». Большая работа проводиться по воспитанию любви к природе родного города. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
АКТУАЛЬНОСТЬ   
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.  Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.       Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро.   Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Экологическое   воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Создание системы экологического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
•    практические занятия на участке (уборка территории от снега, от опавших листьев, уход за цветниками, кормление птиц в зимний период);
•    наблюдения
•    работа на занятиях;
•    утренние беседы;
•    индивидуальная работа с детьми;
•    дни творчества;
•    рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры);
•    рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, презентаций;
•    взаимодействие с семьей;
•    чтение художественной литературы о природе;
•    работа в книжном уголке.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.


    Игровая деятельность:
o    Дидактические игры.
o    Сюжетно-ролевые игры.
o    Подвижные игры.

    Познавательная деятельность:
o    Формирование целостной картины мира.
o    ФЭМП.


    Беседы.

    Наблюдение .

    Труд.

    Коммуникация.

    Творческое рассказывание.

    Художественное творчество:
o    Рисование.
o    Лепка из пластилина.
o    Аппликация.

    Работа с родителями.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (февраль 2014)
2 этап – деятельностный (февраль – май 2014)
3 этап – итоговый ( май 2014)


1-й этап
Подготовительный    2-й этап
Реализация проекта    3-й этап
Итоговый
Анкетирование родителей.
Подготовила материал для изобразительной деятельности:
Подготовила материал художественной литературы для чтения.
Подготовила материал для НОД, бесед с детьми
Подготовила иллюстрации, картинки, презентации    НОД
Беседы
Чтение , заучивание; художественной литературы; песенки, потешки
Загадки
Рисование
Лепка
Подвижная игра    Оформление фото - выставки и презентации по материалам проекта


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровый потенциал:
o    Воспитатель
o    Родители
o    Дети

Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на  участке;
-  наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей средней группы «Колосок»
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:

Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний)                 - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий)                   - ниже 2,6 баллов

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ:

Проведенная с  детьми  работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались  первоначальные представления о самоценности природы, положительное отношение к ней, 
- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная  деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе.   Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что  ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений,   речь у них      развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень –  75%
Дети с высоким уровнем –    8 %  развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем –  17  % развития выполняли    задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год