Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Фольклор Белгородской области
Фольклор
Автор: Мелентьева Ирина Викторовна   
27.05.2019 18:37

Фольклор Белгородской областиФольклор Белгородской области

Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов — одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, который складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава.

Среди современных промышленных предприятий области, использующих орнаментальные композиции, приемы декорирования одежды, можно выделить следующие: Борисовская фабрика художественной керамики, АО «Россиянка», «Наяда». В настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников мастеров и музыкальных коллективов являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок.

 

Скачать презентацию

Губкинская территория богата своими культурными традициями. Потребность прекрасного, высокого, стремление к творчеству — естественное состояние человека, в этом проявляется его желание выразить свое эмоциональное настроение. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло. Предметы народного декоративно-прикладного искусства стали неизменными участниками городских праздников, выставок, фестивалей.

Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство является выдающимся явлением художественной и музыкальной культуры для населения Белгородчины.

Белгородчина– уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры южных русских вконтексте пограничного проживания русского и украинского в результате колонизации края.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. 

Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:

Поют:

Редя, редя попяку,
У бабушки успрашу.

Говорком: 

Бабушка, бабушка
Дай редьки!

Бабушка отвечает:

— Она ещё зелёная!
Дети отвечают: — Бабка ушинка

Дедка поршивка!
Начинают дёргать редьку.

Записанная в том же селе игровая песня «Селезень утицу догонял»

Поют: Селезень, утицу догонял
Маладой серую догонял
Поди утица домой
Поди серая домой…

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С.

1)календарный фольклор;

2)потешный фольклор;

3) игровой фольклор.

I. Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.

Перед исполнением:

Дети: — Хозяин, можно коляду кликать?
— Разрешает хозяин?

Можно скажет тогда начинать.

Ой, калёда, ходили блудили!
Ой калёда, приблудили ко двору, к Ивановаму!
Ой калёда, ты Иван господин, ты повыдейка сюда!
Ой калёда, ты повыведи нас, из тёмных лесов, из зелёных дубов!

Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом.
Ой калёда, а твоей жане лисью шубу,
Ой калёда!

Исполнялась калядка в нескольких вариантах:

Ой калёда, ходили блудили!

Семьсот мужиков, донских казаков!

Как будете дарить

Так будем хвалить,

Ой калёда!

А не будете дарить,

Ня будем хвалить!

Ой калёда!

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор — прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»:

Чи-чи-чи сорока, где была далёка?

На камушку сидела, на ворона глядела.

Щё вороны делая, письмицо пиша.

На девушку дыша, девка дявица,

Ступай по водицу, найди молодицу!

Молодица, молода. Калачиков напякла!

Калачи-горячи, из окощка мячи,

Приезжали торгачи, позабрали калачи!

Остал один калачь, подавился горбачь!

«Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области:

Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла!

Чтож ты выстерегла? Коня с седлом, с залотым уздом!

А где твой конь? За воротами стоит!

Ай, дешь ворота? Вода снесла.

Ай, дешь вода? Быки попили.

Ай, дешь быки? Волки поели.

Ай, дешь волки? У лес ушли.

Ай, дешь быки? У камыш ушли.

Ай, дешь камышь? Девки пожали.

Ай, дешь девки? Замушь повышли.

Ай, дешь мужья? На войну ушли.

Ай, дешь война? Посреди …

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

 Основываясь на опыте работы, можно сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь сустным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

Спасибо за Внимание!!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год