Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».
Фольклор
Автор: Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна   
10.06.2019 07:15

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».

  • Федькина Ирина Александровна
  • Юсипова Ольга Александровна

Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на "Красной Пресне" г. Москва

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь ( «ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
  • Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
  • Познакомить с пословицами о ложке.

Скачать конспект

Скачать видео

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать:

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка)

Ложки расписные, красивые, резные!
Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать?

Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка?

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут?

Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь.

Семён- ложкарь (поёт):

Я на камушке сижу,
И топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Я баклушечки тешу.
Ай, ли, ай, люли,
Я баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.
Из них ложечки творю.
Ай, ли, ай, люли,
Из них ложечки творю.

Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей.

Семен: Здравствуйте, гости желанные.

Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку.

Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек).

Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»?

Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ про ложку деревянную.

Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.

  1. Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов, вытачивали из камня. (Слайд 1).
  2. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони (Слайд 2).

Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3).

При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4).

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5).

Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать?

Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.

Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?

Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.

На экране куколки «на ложке» (Слайд 7)

А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари.

Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ.

Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров?

Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали?

Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы?

Дети: Да.

Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.

Игра «Расскажи пословицу»

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Ложка дегтя испортит бочку меда
  • Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
  • Был бы обед, а ложка сыщется

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете.

- А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет.

Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали.

А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем.

Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!

Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай».

Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку.

Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д.

Семён: Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!

-- Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки.

(звучит музыка, дети работают)

Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.

Хохлома, Хохлома –
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоту невиданной.

Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки.
Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди
Называют – Хохломой.

По окончании работы дети подняли ложки вверх.

Семён: Золотая хохлома
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семёна
За изобретение.

2 Ребёнок: Расписная, лёгкая-
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.

Воспитатель: Время быстро пролетело.
Жаль нам, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям.

Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад..

(Дети змейкой идут по залу)

Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря?

Дети: Да

- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания.

Приложение:

1. Падают с неба мягкие льдинки,
Это пушистые чудо снежинки.

2. На нем люди отправляются в полет,
Похож на птицу самолет.

3. На небе ночном мы видим тебя
Лучистая, яркая светит звезда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год