Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
Фольклор
Автор: Екатерина Кочнева   
19.02.2014 21:31

Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30% дошкольников, посещающих  группы детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.
Особое значение в дошкольный период придается развитию устной речи, так как ребенок с хорошо развитой устной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая устная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.
Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.
Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.
Одним из методов коррекционной работы является использование чистоговорок, приговорок и скороговорок. Они оказывают большое влияние на развитие функциональных систем ребенка с общим недоразвитием речи, дыхания, голосовой функции, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания в целом, процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.
Эффективность процесса формирования устной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, и при необходимости представляются на ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.
Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.
Работа с детьми включает в себя 3 этапа деятельности:
1. Автоматизация и дифференциация каждого звука.
2. Совершенствование дикции  по средствам заучивания скороговорок, чистоговорок,  потешек, приговорок. Они содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяющее детям освоить лексическую сторону речи
3. Формирование грамматического строя речи. Народные песенки, частушки, пестушки, заклички представляют речевой материал при обучении и обучая детей образовывать однокоренные слова, формированию словесного творчества детей.
В процессе работы были замечены такие изменения:
o у детей повысился интерес к устному народному творчеству;
o они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки;
o самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. Родители с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Кочнева Екатерина Эдуардовна,
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 45»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год