Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Обучение грамоте
Автор: Пермякова Светлана Сергеевна   
06.12.2014 23:20

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Пермякова Светлана Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» Должность – учитель-логопед
г.Каменск – Уральский  Свердловской обл
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема. Дифференциация  звуков «В» - «Ф».
Задачи.1. Учить детей различать звуки «в» - «ф» на материале слогов, слов, предложений. Закреплять умение делать слого - звуковой анализ слов.
2.Развивать фонематический слух, внимание, память. Развивать  общую, мелкую и артикуляционную моторику ,интонационную  выразительность речи.
3.Воспитыватьу детей самоконтроль за речью, аккуратность при работе в тетради. Скачать конспект

Оборудование: сказочный герой Старичок Звуковичок, куклы или картинки детей Вани и Фани,  конверт с заданиями,  схема для звукового анализа, схемы артикуляции звуков «в», «ф», предметные картинки, в названии которых есть изучаемые звуки, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Орг.момент.
Игра «Скажи наоборот»
-Сядет тот, кто правильно  заменит в слоге  твёрдый звук на мягкий и назовёт тот слог, который получится.
 
ва-…вя             фа-…фя             фо-…фё           во-…вё           ву-…вю           фу-…фю   
2. Сообщение  темы занятия.
-Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать два звука. Они очень похожи, и нам с вами надо постараться найти, в чём их отличие и выполнить задания, которые принёс вам старичок Звуковичок. Но сначала надо узнать, что же это за звуки.
-Кто в лесу зимой холодной
                      Бродит очень злой, голодный? (Волк)
-Выделите в этом слове первый звук.  («в»)
                   -Груша, яблоко и слива на ветвях висят красиво.
Все в саду растут продукты. Назовём их с вами …  (фрукты).
- Выделите в этом слове первый звук.  («ф»)
-Сегодня мы и будем работать со звуками «в»-«ф».
3.Повторение пройденного.
-Пожалуйста, дайте характеристику звука «в». (Согласный, твёрдый, звонкий.)
Дети дают характеристику с опорой  на схему звукового анализа  и артикуляционную схему.
-Теперь надо дать характеристику звуку «ф». (Согласный, твёрдый, глухой).
-В чём сходство этих двух звуков при произношении? (Дети сравнивают  по схеме: губы слегка округлены, верхние зубы прижаты к нижней губе, язык лежит спокойно.)
-Давайте найдём, в чём же тогда отличие? ( У «в»-голосовые складки сомкнуты, дрожат, получается голос, значит звук звонкий.    У «ф»- складки разомкнуты, воздух проходит свободно, голоса нет, только шум. Значит,  звук глухой.)
- Мы  всегда должны помнить об этом  отличии и не путать два звука.
4.Изучение нового материала.
Старичок Звуковичок  приготовил для вас разные задания. Давайте попробуем их выполнить.
Дифференциация звуков в слогах.
1)Игра «Скажи наоборот».
Ва-…фа, ву-…фу, во-…фо, вы-…фы, ифа-…ива, офы-…овы,…
2) «Говори – не торопись, да смотри –не ошибись» (Повторить слоговые ряды.)
Ва-ва-фа           фу-ву-ву           фы-вы-фы         во-фо-во
3)»Закончи чистоговорку».
ВА- ВА- ВА- на суку сидит …(сова).
ФА- ФА- ФА- у Вовы новая …(софа).
ОВУ- ОВУ –ОВУ- я дою…( корову).
УФ- УФ- УФ- Сяду я на… (пуф).
ИВЫ- ИВЫ- ИВЫ- в саду поспели…( сливы).
АФЫ- АФЫ- АФЫ- в Африке живут…( жирафы).
Дифференциация звуков в словах.
1)- Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «в».
-Звонок, сова, фонарь, воробей.
- Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «ф».
Фокус, слива, факел, лифт.
2)-Звуковичок  привёл к нам в гости брата с сестрой  Ваню и Фаню. У них день рождения, им все дарят подарки. Мы тоже будем дарить , но надо быть очень внимательными: у Вани в названии подарка должен быть звук «в», а у Фани – «ф».
(Дети берут одну из карточек, перевёрнутых картинкой вниз, чётко называют предмет, определяют наличие в  его названии  звука «в» или  «ф»  и «дарят подарок».
                                                       Физминутка.
 
Вот, ребята, вам зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше  потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам  свободней встать
 И спокойнее дышать.
 

Дифференциация звуков в предложениях.
1)-Ване и Фане  подарили много подарков.  Звуковичок предлагает вам придумать предложения о том, что будут делать дети со своими подарками. (Фаня надевает сарафан. Ваня играет экскаватором.     И т.д.)
2)-Ваня осенью собирается в школу. Давайте, послушаем о нём стихотворение и выберем из него слова, в которых есть звуки  «в»  и  «ф».
Форма новая у Вани
И фуражка в самый раз.
Нынче Ваню все соседи
Провожают в первый класс.
Заучивание стихотворения, произнесение его по фразам с разной интонацией ( «по секрету», с  вопросительной, с  радостной  и т.д.)
- Ваня, как все ученики, будет писать в тетрадях. У нас тоже есть тетради. Давайте в тетрадях сделаем схемы тех  слов,   которые помогли нам в начале занятия узнать, с какими звуками будем работать. Попробуйте вспомнить,  о  ком и о чём  мы отгадывали  загадки.  (Волк, фрукты)
Проводится слого – звуковой анализ слов, в тетрадях рисуются схемы.
5. Подведение итога занятия и оценка работы детей.
-У Звуковичка закончились все задания, а наше занятие подошло к концу.  Какие звуки мы сегодня учились различать?
В чём их сходство?
В чём их отличие?
Что понравилось  на занятии?
Какие задания показались трудными?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год